Этой весной автомобилистов ждут масштабные изменения в ОСАГО. Нововведения связаны как с ранее запланированными реформами, так и с экономическими последствиями, вызванными ситуацией на Украине. Кроме того, водителей ждут сезонные события и новые ограничения в связи с санкциями.
Autonews.ru составил подробный список того, что изменится с 1 апреля и в ближайшее время после этой даты.
Меняется расчет стоимости ОСАГО: для попавших в аварию водителей цена станет выше
С 1 апреля 2022 года заработают новые коэффициенты страховых тарифов «бонус-малус» — КБМ. Чем реже водитель попадает в аварии, тем ниже этот коэффициент и тем меньше цена страховки. Это изменение было запланировано уже давно: указание Центрального Банка о новых тарифах ОСАГО было выпущено еще 29 декабря 2021 года.
Минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, уменьшится с 0,5 до 0,46. Максимальная скидка за безаварийное вождение увеличится на 4% и составит 54% против 50%.
Для аварийных водителей, которые стали виновниками ДТП, максимальный КБМ, наоборот, значительно повышен: до 3,92 против 2,45. Как заявили страховщики, корректировка коэффициента «бонус-малус» актуализирует стоимость ОСАГО в соответствии с запросами рынка. Также они должны будут стимулировать безаварийное вождение.
Как объяснили Autonews.ru в РСА, при прочих равных условиях, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет меньше на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же. Минимальный коэффициент, как и сейчас, будет у водителей, которые не допускали ДТП по своей вине в течение 10 лет. Автовладельцы, которые становятся виновниками ДТП три и более раз в течение года могут получить максимальный КБМ.
Страховщики будут применять этот КБМ с 1 апреля 2022 года при расчете страховой премии по договорам ОСАГО, заключенным включительно по 31 марта 2023 года.
КБМ — один из основных параметров для расчета страхового тарифа по ОСАГО. Чтобы понять, сколько придется платить автомобилисту, работает следующая формула: базовый тариф х территориальный коэффициент х КБМ х коэффициент возраста и стажа х коэффициент, связанный с количеством водителей, допущенных к управлению х коэффициент мощности двигателей и других технических характеристик х коэффициент сезонности.
Например, если у водителя был пятый класс КБМ (КБМ = 0,9), и он стал виновником одного ДТП в течение года, то с 1 апреля 2022 года его класс КБМ будет третий, а значение КБМ = 1,17. Если он стал виновником ДТП два раза за год, то ему будет присвоен первый класс КБМ, а коэффициент будет равен 2,25.
«За первое полугодие 2021 года количество безаварийных автовладельцев выросло на 3,3 млн в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Абсолютное большинство — более 94% водителей — получили скидку на ОСАГО от 5% и выше», — прокомментировал изменения исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Правда, стоит отметить, что в марте 2020 года началась пандемия и россиянам пришлось много времени проводить дома, а водителям — реже выезжать на дороги и попадать в ДТП. О такой тенденции рассказывали Autonews.ru столичные инспекторы ГИБДД. В итоге такое положение дел хорошо отразилось на КБМ автомобилистов в 2021 году.
Запрет дорогих автомобилей из Японии
С 5 апреля 2022 года власти Японии вводят запрет на экспорт в Россию предметов роскоши. Санкции распространятся, в том числе на премиальные автомобили ценой от 6 млн иен ($49,2 тыс. по текущему курсу) и мотоциклы дороже 600 тыс. иен ($4,9 тыс.). Об этом объявил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда, сообщает Reuters.
Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил о запрете поставок предметов роскоши в Россию. Под такие запреты могут попасть большинство из модельной линейки марки Lexus. К примеру, модель Lexus LX стоит в Японии от 10,348 млн рублей ($120 тыс. по курсу на 30 марта). Также под ограничения подпадают ряд моделей Infiniti — например, QX80. Что касается Toyota, то у этой компании могут возникнуть проблемы при ввозе Land Cruiser 300.
Новые справочники на запчасти для ремонта по ОСАГО и каско
В ближайшее время РСА совместно с Центробанком доработает и выпустит новые справочники запчастей для расчета стоимости ремонта автомобилей по полисам ОСАГО и каско.
19 марта РСА уже публиковал такие справочники, однако в них не успели участь резкое подорожание запчастей, которое случилось в конце февраля и начале марта. В итоге получилось так, что выбор денежного возмещения по ОСАГО для автомобилистов стал крайне нежелательным решением — появился риск получить расчет по старым ценам, которого может просто не хватить на ремонт. В РСА посоветовали водителям выбирать именно направление на ремонт до публикации нового свода справочников.
Как рассказали в РСА, скачки цен на запчасти будут учтены в новых документах. Кроме того, Центробанк должен представить новую методику для расчета ремонта. Страховщики не исключили, что в документе появится и новая номенклатура — например, не оригинальные запасные части, которыми также будут ремонтировать автомобили.
Дело в том, что некоторые производители (например, Bosch) заморозили работу в России. Поэтому, по мнению страховщиков, ориентироваться на их цены в марте 2022 года нецелесообразно. Ведь достать эти запчасти в ближайшее время станет просто нереально. Страховщики оценят предложения на рынке, а также цены новых поставщиков (если они появятся). Кроме того, не исключено, что при ремонте будет допущена возможность использовать б/у запчасти.
Новые причины для подорожания ОСАГО
Как объясняли в пресс-службе РСА, сохранение прежних цен в справочниках помогало удержать стоимость ОСАГО на прежнем уровне. С появлением новых справочников цена ремонта по ОСАГО станет дороже. А это, как не исключают участники страховой отрасли, приведет к новой волне подорожания полисов ОСАГО.
Сделать это можно технически в рамках действующего тарифного коридора: для частных автомобилистов, которые ездят на легковых автомобилях, установлена базовая ставка в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов—от 438 до 2 013 рублей.
Генеральный директор Совкомбанк Страхование Игорь Лаппи в беседе с Autonews.ru объяснил: если наметившийся тренд с подорожанием запчастей продолжится, то подорожание ОСАГО возможно. Рост, по его оценкам, может быть в пределах роста уровня инфляции.
«Пока конкретный рост прогнозировать практически невозможно, так как мы не понимаем, как может сложиться ситуация. Сначала был рост стоимости запчастей в пределах от 20% до 50%, но завтра можем увидеть обратный тренд», — объяснил Лаппи.
Есть и еще одна причина, по которой может вырасти цена ОСАГО. Центробанк после предложения правительства с 4 марта 2022 года получил право сколько угодно пересматривать действующие тарифы по ОСАГО — до вступления в силу соответствующего закона это можно было делать только раз в год.
Рейды ГИБДД по техосмотру
С приходом весны ГИБДД будет значительно чаще проводить профилактические мероприятия «Технический осмотр». Чем больше в регионе будет ДТП по вине водителей на машинах без техосмотра, тем больше будет таких проверок. К примеру, в инспекции по Нижегородской области рассказали, что количество аварий с участием автомобилей с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена, выросло на 45%.
Правоохранители напомнили, что с 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты техосмотра возрос до 2000 рублей. Также в УГИБДД Нижегородской области напомнили, что частным автовладельцам техосмотр с января 2022 года нужно проходить:
- при постановке на учет автомобиля старше 4 лет;
- при смене владельца автомобиля старше 4 лет;
- при оформлении внесения изменений в конструкцию автомобиля или замены его основного компонента.
Кроме того, от техосмотра не освободили водителей, которые используют автомобиль не только в личных целях — например, в качестве такси, для перевозки пассажиров или в служебных целях. В этом случае проходить техосмотр необходимо в обязательном порядке.
При выявлении фактов управления транспортом без диагностической карты сотрудники ГИБДД будут составлять протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 12.5 КоАП — штраф 2 тыс. руб.
Смена резины на летнюю
Как рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, летняя резина актуальна только при погоде, когда температура стабильно держится на уровне +5-7 градусов. Такая температура характерна для второй половины апреля.
Как, в свою очередь, отметил технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов, это должно быть не единоразовое повышение, а именно среднесуточная температура. И держаться она должна в течение недели. Перед сменой резины эксперт посоветовал обязательно проверить ближайший прогноз погоды на 7 дней вперед — если ожидается «минус», то переобуваться еще рано.