Инспекторы ГИБДД регулярно устраивают массовые рейды, направленные на борьбу с нарушителями правил дорожного движения. Так называемые «сплошные проверки» проводятся каждые выходные дни практически во всех регионах и крупных городах России. Обычно на определенном участке дороги дежурят сразу несколько полицейских экипажей, которые останавливают абсолютно все проезжающие автомобили для проверки.
Autonews.ru решил разобраться в организации самых популярных спецопераций ГИБДД и выяснять, как следует себя вести в случае остановки.
Проверка на трезвость
Чаще всего в ходе сплошных проверок сотрудники правоохранительных органов ведут розыск водителей, которые пьяными садятся за руль. Такие акции проходят практически каждые выходные в большинстве российских регионов.
Прежде чем предложить водителю пройти медосвидетельствование, полицейские оценивают первичные признаки опьянения. Среди них: характерный запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица и поведение, не соответствующее обстановке.
Если у дорожного полицейского появились сомнения в трезвости водителя, то он временно отстраняет его от управление машиной. Также инспектор ДПС составляет соответствующий протокол в присутствии понятых или под запись на видео.
После этого автомобилисту предлагается подышать в алкотестер. Сейчас норма допустимой погрешности в России составляет 0,3 промилле (0,16 мг/л). Причем, даже если прибор покажет отсутствие алкогольных паров, полицейские могут отвезти водителя в лабораторию для проведения анализов на содержание в организме наркотических веществ.
Автоюрист Дмитрий Славнов уточнил, что перед всей этой процедурой сотрудник Госавтоиспекции может использовать «кустарные» способы проверки на алкоголь, например, попросить водителя «дыхнуть».
«Ничего страшного в этом абсолютно нет. Это займет у водителя пару секунд, после чего, если все будет в порядке, можно будет продолжать движение. В случае отказа, автомобилисту предложат пройти уже официальное освидетельствование, которое займет намного больше времени. Поэтому не стоит вступать в конфликт по этому поводу с инспектором ДПС», — объяснил он.
На данный момент за езду в нетрезвом состоянии водителей наказывают лишением права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет, а также штрафом в размере 30 тыс. руб. Аналогичные санкции предусмотрены и за передачу управления нетрезвому водителю. За повторное нарушение в течение года наказание становится уголовным, а водителю грозит лишение прав на три года, штраф до 300 тыс. руб. и лишение свободы до двух лет.
Проверка тонировки
Также особое внимание в ходе массовых рейдов Госавтоинспекция уделяет нарушителям правил тонировки автомобилей. Светопропускаемость стекол инспекторы проверяют с помощью специальных приборов — туаметров. Перед замером водитель имеет право проверить все датчики, которые крепятся к стеклу его машины, и убедиться в отсутствии загрязнений и внешних пленок.
Если водитель не согласен с показаниями прибора, то он может потребовать повторный замер в присутствии двух понятых. Также водитель имеет полное право попросить у сотрудника ГИБДД показать действующий сертификат на прибор и удостовериться, опечатан ли он.
Сегодня тонировка автомобильных стекол регулируется по ГОСТ 33997-2016. В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» светопропускание ветрового и передних боковых стекол должно быть не менее 70%. В противном случае автомобилистам грозит ответственность по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Штраф за это нарушение составляет 500 руб.
При этом, помимо постановления об административном нарушении, водителю выдают требование о прекращении противоправных действий. За отказ снять тонировку при повторной остановке водителю грозит дело за неповиновение по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкции которой предусматривают штраф в размере до 4 тыс. руб. или арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
«Если водитель не собирается никуда ехать и оставляет машину на месте остановки, то он может отказаться снимать тонировку. Однако, чтобы продолжить движение удалить пленку будет необходимо», — объяснил адвокат Сергей Радько,
Операция детское кресло
Регулярно инспекторы ГИБДД останавливают машины, чтобы проверить правила перевозки детей-пассажиров, которые остаются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения. Стоит помнить, что ответственность за их перевозку в салоне автомобиля лежит на водителе — именно он будет наказан в случае нарушения правил, которые установлены российскими законами и ГОСТами.
Нарушение правил перевозки детей является административным правонарушением, которое представляет угрозу здоровью и жизни ребенка. Наказание за это нарушение — штраф 3 тыс. руб. По правилам, детское автокресло необходимо использовать с самого рождения малыша вплоть до достижения им 7 лет.
От 7 до 11 лет на заднем сидении маленьких пассажиров можно перевозить в удерживающих устройствах или просто пристегнув ремнем безопасности. Детей от 7 до 11 лет можно перевозить и на переднем сиденье легкового автомобиля, но только с использованием детских удерживающих систем.
«Не редко водители и взрослые пассажиры идут на всякие уловки при перевозке детей. Например, просят их пригнуться только при виде патруля ДПС. Мы настоятельно просим этого не делать и, тем более, не вступать в конфликты с сотрудниками Госавтоинспекции в случае остановки. Такое поведение взрослых является серьезным нарушение ПДД, а также демонстрацией абсолютно безответственное отношением к ребенку. Игнорирование этих правил грозит трагическими последствиями», — объяснил корреспонденту Autonews.ru один из сотрудников столичной ГИБДД.
Поиск должников
В Москве приставы проводят совестные массовые рейды с представителями Госавтоинспекции, ГКУ АМПП, ГКУ Организатор перевозок, МАДИ по выявлению злостных должников среди водителей. Причем, злостных неплательщиков штрафов разыскивают не только в ходе специальных рейдов — проверить наличие неоплаченных квитанций полицейские могут и во время обычной остановки водителя на трассе.
Согласно законодательству, у автомобилиста есть 10 дней на обжалование постановления и 60 дней на оплату штрафа. Должникам грозит арест имущества, а также отказ в праве выезда за границу. Кроме того, нарушителям могут отказать в выдаче резидентного разрешения на бесплатную парковку.
Следует помнить, что если не оплатить штрафы вовремя, на автовладельца может быть наложен еще один штраф по статье 20.25 КоАП РФ — в размере двукратной суммы от первоначального наказания.
Чаще всего у злостных должников в ходе рейдов арестовывают их транспортное средство. Машину нарушителя отвозят на штрафстоянку и забрать он ее может только в случае погашения всех долгов. В противном случае автомобиль может быть передан на реализацию для погашения долга.