С 1 апреля 2022 года автомобилистов ждут изменения при расчете стоимости полисов ОСАГО: вина в ДТП будет стоить еще дороже, зато безаварийные водители могут рассчитывать на скидку.
Дело в расширении границ КБМ — этот коэффициент зависит от того, попадал водитель в ДТП или нет. Чем он меньше, тем лучше: на него умножают базовую цену оформления ОСАГО для определения итоговой стоимости страховки. Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), минимальный КБМ для аккуратных водителей снизится с 0,5% до 0,46%. Аварийным же водителям придется платить больше: максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, составит 3,92 (был 2,45).
Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по состоянию на 31 декабря максимальную скидку КБМ имели 10,1 млн водителей (26,4% от всех автовладельцев), а предыдущий, 12-й класс КБМ, был еще у 1,2 млн автовладельцев (3,1% водителей). Если они до 1 апреля не стали виновниками ДТП, то они получат максимальную скидку по ОСАГО в размере 54%. В 2021 году повышающие коэффициенты по ОСАГО в 2021 году получили 234,7 тысяч человек, что составляет 0,6% от всех автовладельцев. Максимальный повышающий коэффициент был у 6 587 человек.
«Уже больше трех лет средняя цена полиса ОСАГО держится примерно на одном и том же уровне и составляет около 5,5 тыс. руб. Сейчас, когда инфляция в связи с геополитическим кризисом резко выросла, средняя цена обязательной автогражданки по-прежнему неизменна, а для безаварийных водителей даже снизится», — сказал РСА Игорь Юргенс.
Кому придется платить за ОСАГО больше, а кому — меньше
По оценкам РСА, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, обладающего максимальной скидкой КБМ, станет меньше на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой. Как уточнили в пресс-службе ВСК, чтобы получить максимальную скидку необходимо в течение 10 лет ездить безаварийно.
Как в свою очередь объяснили Autonews.ru в пресс-службе ВСК, после изменений для водителей, у которых нет опыта вождения, цена ОСАГО станет дороже на 17%. А для водителей с небольшим стажем, к примеру один год, цена вырастет уже меньше — на 5%.
Согласно правилам расчета КБМ, коэффициент растет следующим образом: 1 ДТП — КБМ = 1,17 (был 1), 2 ДТП — КБМ = 2,25 (был 1,95), 3 ДТП — КБМ = 3,92 (был 2,45). Базовая стоимость ОСАГО умножается на этот и другие индивидуальные коэффициенты, которые связаны со стажем и регионам использования машины.
Напомним, что границы тарифного коридора по ОСАГО для были изменены в конце 2021 года. Для физических лиц тариф расширили на 10% как вверх, так и вниз. Диапазон тарифного коридора изменился с 2 471-5 436 руб. до 2 224-5 980 руб. Для такси тариф расширили на 30%: теперь это 2014-12 505 руб.
Можно на примерах посмотреть, что изменится в КБМ для конкретного водителя.
Водителю 18 лет и он только получил права. До изменения 1 апреля 2022 года его КБМ был бы следующим: 3 класс КБМ, коэффициент равен 1. На него и придется умножать итоговую сумму страховки. «На второй год вождения, если не было убытков, у него был бы 4 класс КБМ, это коэффициент 0,95», — привели пример расчетов в ВСК.
С 1 апреля 2022 года расчет для такого водителя следующий: в первый год у него будет 3-й класс КБМ, коэффициент = 1,17. На второй год вождения без убытков у этого водителя будет 4 класс КБМ, это коэффициент 1.
Сколько стоит ОСАГО для таксистов
По оценке эксперта в области отрасли такси и автора телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, стоимость страховки ОСАГО для автомобилей такси после повышения максимального КБМ заметно вырастет.
До изменений, по оценкам эксперта, страховка ОСАГО для наиболее популярных моделей для работы в такси стоила 45-60 тыс. руб. В качестве примера Максимов привел расчеты по реальному полису на Skoda Octavia для работы в такси, зарегистрированную на юридическое лицо, который оформлен в августе 2021 года. При базовой ставке 9 619 руб. и КБМ 1 цена полиса составила 43 204 руб. По оценке эксперта, застраховать такую же модель на аналогичных условиях после 1 апреля 2022 года можно будет не менее, чем за 75 000 руб. А во многих случаях речь будет идти о сумме в 100 тысяч.
«Для такси действует собственный КБМ. Страховые компании для такси юрлиц ставят его максимальным. Мало того, сами страховщики крайне неохотно заключают договоры ОСАГО с таксистами. Потому, чтобы получить полис, собственники вынуждены платить еще и страховым брокерам порядка 3 тыс. руб. В РСА говорят, что такая высокая цена обусловлена тем, что такси в несколько раз чаще обычных автомобилей попадают в ДТП. Правда, там не уточняют, каков процент виноватых в ДТП водителей такси», — отметил Максимов.
«Сегодня за руль такси может сесть любой человек, включая приезжих из ряда зарубежных стран с «бумажным» стажем в три года. Такие водители неподготовлены к трафику в мегаполисе. Потому и происходит такое количество аварий. В статистику аварийности свою лепту вносят и агрегаторы, которые за пределами московского региона допускают возможность передавать заказы нелегалам», — считает Максимов.