Рынок аренды автомобилей, включая краткосрочное пользование через приложения каршеринга, а также услуги автоподписки, могут стать более востребованными на фоне подорожания и дефицита автомобилей, а также повышения цен на техническое обслуживание и страховку.
Впрочем, эксперты считают, что подорожание страховых полисов, автозапчастей и технического обслуживания непременно скажется и на стоимости услуг краткосрочной аренды и автоподписки.
«Повышение тарифов различных продуктов аренды автомобилей и автоподписки неминуемо. Кроме того, я не исключаю, что может измениться сам рынок этих услуг. Ведь, по сути, это очень молодая отрасль и должна гибко реагировать на изменение внешних факторов», — делится с Autonews.ru Артем Самородов, автор издательского дома «Короче, дилер» и телеграм-канала Pro_TradeIn.
Подписка подорожает
Услуги по подписке на автомобили в течение последних нескольких лет начали предлагать практически все крупные игроки авторынка, а также независимые компании. Сегодня среди автомобильных брендов подобную услугу оказывают Hyundai, Kia, Genesis, Nissan, Volvo и несколько других брендов.
Кроме того, подписку на автомобили различных марок и моделей предлагают такие гиганты как Сбер (Сберавтоподписка) и ВТБ (ВТБ Лизинг), Яндекс (Яндекс.Драйв), а также небольшие сервисы вроде Anytime, The Mashina и т.д.
Как правило, схема работы у всех одинаковая. Конечный пользователь платит фиксированный месячный платеж, который включает в себя не только арендную плату, но и стоимость страховки, и технического обслуживания. То есть на потребителя помимо арендной платы ложатся лишь топливные расходы и оплата штрафов, которые он может получить в ходе эксплуатации автомобиля.
Способ владения автомобилем по подписке в последние годы становился все более популярным из-за простоты и приемлемых цен. К тому же сроки подписки у всех игроков рынка гибкие и могут составлять от нескольких дней до года.
Но в марте 2022 году на сайтах сервисов по подписке фиксируется повышение тарифов. Например, сейчас взять в долгосрочную аренду на 1 год кроссовер Hyundai Creta можно за 35 900 руб. в месяц. Если арендовать машину на 1 месяц, то Creta обойдется уже в 47 350 руб., а, например, Sonata в 61 900 руб. А Creta на одни сутки стоит 3600 руб. с ограничением по пробегу 250 км.
Родственный сервис Genesis Mobility, который предлагает подписку на модели премиального корейского бренда, также ощутимо подорожал за последние девять месяцев. Так стоимость подписки на седан G70 подросла с 68 900 руб. в месяц до 74 000 руб., арендная плата за седан G80 выросла с 89 000 до 104 000 руб. в месяц, а за кроссовер GV80 она увеличилась от 99 000 руб. в месяц до 114 000 руб. в месяц.
На запрос Autonews.ru о том, как в дальнейшем могут меняться тарифы на подписку и какое будущее ждет подобный продукт, в пресс-службе Hyundai от комментариев отказались.
Кроме того, повышение цен по отношению к началу текущего года можно зафиксировать и у сервиса «СберАвтоподписка». Так по состоянию на январь 2022 года размер ежемесячного платежа при подписке на популярный кроссовер Skoda Karoq составлял 34 200 руб., а стоимость подписки на Mercedes-Benz E200 достигала 79 500 руб. в месяц.
Теперь же, по состоянию на начало апреля, цена за подписку на чешский «паркетник» достигла 49 800 руб. в месяц, а платеж за немецкий седан увеличился до 113 850 руб. При этом, у компании минимальный срок подписки на автомобиль составляет 3 месяца.
Впрочем, Артем Самородов считает, что подобные сервисы даже по высоким тарифам будут востребованы.
«Не думаю, что автоподписка может стать неактуальной. Напротив, даже с повышением тарифов эти услуги могут быть востребованы из-за дефицита автомобилей. Даже небольшие автокомпании и сервисы, чей парк невелик, могут оставить их, чтобы в отсутствии новых машин предложить клиентам альтернативу», — подытоживает эксперт.
Народный каршеринг
Эксперты не исключают, что на этом фоне столичные власти могут вернуться к идее народного каршеринга. Эта тема всерьез обсуждалась столичным департаментом транспорта в сентябре 2020 года.
Московские власти даже выпустили отдельное приложение. По их задумке собственники автомобилей могут доверять свою машину друзьям, соседям и знакомым, а также определять адреса, куда нужно будет вернуть автомобиль после завершения краткосрочной аренды.
«Сейчас большинство людей воспринимает свой автомобиль как личное пространство. Не каждый готов пустить за руль постороннего, поэтому на первом этапе автовладельцы сами смогут выбирать, кому доверить свою машину из близкого круга знакомых людей», — сообщил во время запуска сервиса начальник департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.
Впрочем, пока что в народный каршеринг, который заработал в апреле прошлого года, не составляет конкуренцию крупным сервисам. Главными игроками на этом рынке остаются Яндекс.Драйв, Делимобиль, Belkacar, Ситидрайв и пр. Хотя и крупные компании уже сталкиваются с проблемами. И, по словам экспертов, предпосылок для роста их автопарков сейчас нет.
Что касается схемы их работы, то все они начисляют арендую плату с поминутной тарификацией или же предлагают пакетные услуги пользования от одного часа до нескольких суток. В любом случае фиксировать рост тарифов в каршеринге гораздо сложнее ввиду того, что сами тарифы плавающие и сильно зависят от коэффициентов загруженности автопарков.