Руководители Национального автомобильного союза (НАС) — всероссийской общественной организации, объединяющей автобизнес, автомобилистов для представления их позиции в органах власти, — направили на имя главы правительства Михаила Мишустина обновленный план по поддержке автомобильной отрасли, которая столкнулись с проблемами. Разбираемся, что предлагают в Союзе и что из идей может сработать уже сейчас.
Параллельный импорт запчастей
Одна из основных идей НАС — обеспечить поставки на рынок автомобильных запчастей с помощью схемы так называемого параллельного импорта. Ведь на фоне логистических сложностей и заморозки работы в России ряда ключевых игроков доступ к запчастям оказался ограничен. Это уже привело к росту цен и нехватки ключевых позиций.
Чтобы решить проблему, в НАС считают необходимым организовать параллельный импорт. Он предполагает закупку запчастей на других рынках и поставки их в Россию без участия и официального разрешения самого производителя и владельца бренда.
Ранее в правительстве подготовили список позиций, в отношении которых можно будет официально перейти на параллельный импорт, включая автозапчасти. Однако, как утверждает глава НАС Антон Шапарин, по состоянию на 7 апреля Минпромторг список не утвердил. В итоге вопрос с дефицитом и ростом цен остается открытым. При этом, по оценке союза, дефицит на рынках запчастей, шин, масел, автохимии и пр. уже привел к росту цен на 50-150%.
«В любой стране, где представлены запчасти официального производителя по приемлемым ценам, мы производим закупки и направляем детали в Россию. И оригинальные вновь появляются на рынке. Чтобы сейчас проводить такие закупки нужны официальные письма-разрешения от представительств. Но дают их совершенно не все. Например, если ввозить официальное масло или запчасти с условным логотипом Toyota, то на таможне такой груз без письма могут просто развернуть», — объяснил в беседе с Autonews.ru глава НАС Антон Шапарин.
Такая схема, по его оценке, привела к тому, что в России стоимость запчастей оказалась значительно выше, чем в остальном мире.
«Сейчас же прекращение деятельности в России ряда иностранных компаний-правообладателей делает невозможным ввоз компонентов без их письменного разрешения. Это создает искусственный дефицит и закрывает возможность его преодоления. Это критично для рынка автокомпонентов. Организация параллельного импорта позволит снизит цены», — считает Антон Шапарин.
Нужна ли защита от контрафакта
Участники рынка к предложению отнеслись осторожно. К примеру, по оценке директора и сооснователя международной сети автосервисов FIT SERVICE Данила Соловьева, стоимость запасных частей выросла в среднем на 60-70% по основным группам товаров. В беседе с Autonews.ru Соловьев признал, что с одной стороны таким способом в страну могут быть ввезены оригинальный запчасти. Но с другой стороны схема открывает путь для контрафакта.
«Решение по запрету параллельного импорта лоббировали производители и владельцы брендов. Дело в том, что ценовая политика в каждой стране имеет отличия. И в той стране, где товар продается дешевле, начинается экспорт в другие страны. Тем самым, все это рушило тарифную политику и экономическую модель таких компаний, — отметил Данила Соловьев. — Вторая причина — это борьба с контрафактом. Производители говорили, что ввозится контрафакт. И чтобы защитить потребителя от этого, решили запретить параллельный импорт».
Как рассказал участник рынка, многие производители официально прекратили свои поставки в Россию. На этом фоне их конкуренты, в том числе азиатские компании, начали завоевывать освободившуюся часть рынка.
«Нельзя на 100% утверждать, что в России не будет автозапчастей, если мы не откроем параллельный импорт. Запчасти будут приходить, просто под другими брендами от производителей из юго-восточной Азии, Турции и других стран, которые не вводили санкции в отношении России. Это официальные компании, которые уже ввозят продукцию и для этого не нужно отменять запрет на параллельный импорт», — считает Данила Соловьев.
При этом эксперт отметил, что в течение 3-4 месяцев, когда запчасти одних производителей будут заменяться на складах запчастями других, может возникнуть дефицит. Тем не менее, он не считает это обстоятельство веской причиной для отмены запрета на параллельный импорт.
«Азиатские и турецкие производители не смогут полностью закрыть недостаток на рынке. Часть запчастей защищены патентами, их создают только сами автопроизводители под своими брендами. Это одно из обоснований для открытия параллельного импорта. Конечно, такая схема позволит ввозить из других стран те запчасти, которые азиатские производители не могут заменить на рынке. Но одновременно в Россию может хлынуть поток контрафакта», — считает участник рынка.
В свою очередь директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК) Алексей Певхенен назвал открытие параллельного импорта необходимой мерой. В беседе с Autonews.ru он указал на проблему с гарантийным ремонтом, с котором столкнулись автодилеры.
«С одной стороны, открытие рынка приведет к тому, что появится часть запчастей с поддельными товарными знаками, но выбора нет. Эта мера необходима. Сегодня западные компании, за редким исключением, не поставляют в Россию свои автозапчасти. И в условиях таких ограничений выбирать не приходится: либо мы открываем рынок, либо сталкиваемся с отсутствием возможности чинить и обслуживать автомобили», — заявил Певхенен.
По словам эксперта, подделки на рынок поступали всегда. Он отметил, что с ними по-прежнему будут бороться правоохранительные органы.
Autonews.ru направил запрос в Минпромторг.
Скидка 50% на ввоз автомобилей из-за границы
Еще одно предложение от НАС — разрешение ввоза автомобилей в Россию физическим и юридическим лицам по упрощенной схеме с использованием таможенной декларации. При этом для части граждан необходимо ввести 50%-ные скидки на все таможенные сборы — как в соседней Белоруссии. В Союзе признали, что предложение о таких скидках вызвало критику в профильных министерствах.
«Если допустить такую меру поддержки только в адрес льготных категорий граждан, то она может помочь ликвидировать дефицит автомобилей и снизить цены», — считает Антон Шапарин.
«Республика Беларусь находится в одном таможенном пространстве с Россией. Ввозимые в соседнюю страну автомобили беспошлинно продают в России и возник целый бизнес по импорту автомобилей с использованием следующей схемы. Транспортное средство приобретается для имеющего льготу гражданина Республики Беларусь, затем продается гражданину России, который получает на такой автомобиль российский ПТС», — объяснил Шапарин.
Эксперт предложил правительству установить аналогичную льготу для россиян-инвалидов 1-й и 2-й групп, участников боевых действий и приравненных к ним лиц, Героев России, героев труда, лиц, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидаторов последствий этой аварии, ветеранов труда.
Полная отмена техосмотра для легковых автомобилей
В НАС считают необходимым полностью отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей и коммерческой техники. Как указывают в Союзе, сейчас доступ к услуге есть не во всех регионах. В настоящее время, напомним, техосмотр для частных автомобилей необходим только при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД, при внесении изменений в конструкцию, а также если физлицо использует машину для работы в такси или как корпоративный транспорт.
В Минтрансе ответили НАС, что идею не поддерживают. Соответствующее письмо с позицией ведомства есть в распоряжении Autonews.ru. Как указали в ведомстве, основная цель проведения технического осмотра — это оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности. Кроме того, там напомнили, что Венская конвенция о дорожном движении предписывает договаривающимся сторонам устанавливать в национальном законодательстве проведение периодических технических осмотров.
«Документом, оформляемым по результатам проведения технического осмотра транспортного средства, подтверждающим допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами, является диагностическая карта», — заявили в Минтрансе.
Отмена штрафов ГИБДД за неисправные автомобили
На фоне проблем с поставками запчастей в НАС предлагают отменить штрафы, предусмотренные ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена…».
Штраф по этой статье составляет 500 руб., при этом, если инспектор ГИБДД обнаружит ряд неисправностей, он имеет право выписать предписание на их обязательное устранение.
Ранее Autonews.ru сообщал о предложениях по снижению ставок акциза на бензин и дизельное топливо на 50%, отмене обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС и отмене взимания платежей за проезд грузовиков по федеральным трассам в рамках системы «Платон».