По итогам первого месяца весны Россия выпала из пятерки крупнейших авторынков Европы: страна опустилась на шестую строчку, пропустив вперед Испанию. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2022 года в России было продано всего 55 129 новых легковых автомобилей, что на 62,9% меньше по сравнению с мартом 2021 года.
Столь серьезный спад продаж ударил как по импортерам, так и по официальным дилерам. Autonews проехался по автосалонам столицы и выяснил, как автобизнес адаптируется к новым реалиям, а заодно посмотрел на изменение цен и автомобили в наличии.
Машины пока есть, но завод стоит
В одном из автосалонов Mercedes-Benz представлен практически весь модельный ряд компаний. Есть даже редкие модели вроде спортивного лифтбека AMG GT4, заряженного седана Е 53 AMG и даже «четырехдверного купе» CLS. Но по словам менеджера, машин в наличии «крайне мало».
«У нас только два заднеприводных Е-200 в комплектации Sport черного и белого цветов, стоимостью 6 500 000 руб. Если скидку и предоставим на них при продаже, то только за трейд-ин, причем тысяч 50, не более», — рассказал консультант.
Компактных моделей А-класса в наличии нет, а самый доступный Mercedes-Benz — это седан CLA. Его продают за 5 950 000 руб. Впрочем, цена еще одного экземпляра в наличии уже переваливает за психологическую отметку в 6 млн руб. Примерно в такую же сумму оценивается новый C-класс с задним приводом в начальном исполнении с индексом С180.
Младших кроссоверов GLA и GLB нет в наличии, модели GLС и GLЕ стоят свыше 6 и 7 млн руб. соответственно. А рекорд ставит внедорожник G 63 AMG стоимостью 49 990 000 руб.
«Что касается Е-класса, то машины пока есть. У других дилеров предложений может быть больше, чем у нас. Хотя их количество постепенно уменьшается. Но завод стоит, и когда он возобновит работу — никто не знает», — подытоживает менеджер.
Переориентация на «вторичку»
Неподалеку в автосалоне Hyundai нет ни одного автомобиля дешевле 2 млн руб. Самый доступный вариант — это Solaris c 1,6-литровым «атмосферником» в комплектация Comfort за 2 108 000 руб. Менеджер отдела продаж говорит, что «Солярисов», в принципе, в наличии «всего четыре штуки», и когда будут поставки новых машин — непонятно. Самая доступная Creta, также с 1,6-литровым мотором и передним приводом, оценивается в 2 765 000 руб.
«Сейчас в поставке есть одна двухлитровая Creta с полным приводом и в максимальной комплектации, но ее цена будет точно свыше трех миллионов. Думаю, около 3,2-3,4 млн, потому что машина приедет еще через три недели», — сказал он.
Менеджер отмечает, что сейчас уже ждут поставки машин, которые собирались во второй половине февраля и в начале марта. А на весь апрель завод отправлен на каникулы из-за отсутствия комплектующих и «перестройка логистики».
«Когда точно производство возобновится, импортер нам не говорит. Уверен, это будет не быстро. Думаю, самые трудные месяцы у нас еще впереди, и они придутся на май и июнь», — рассказывает наш собеседник.
Единственная Creta стоимостью менее 2,5 млн руб. продается уже как автомобиль с пробегом, хотя фактически на ее одометре всего 7 км. По словам продавца, эту машину им сдали в трейд-ин сразу после скачка курса. Менеджер считает, что клиент изначально покупал ее для перепродажи, поскольку машину даже не поставили на учет в ГИБДД, а в ЭПТС не значится ни одного владельца.
«Просто в истории автомобиля числится две сделки. Сначала машину приобрело физлицо у одного автосалона, а потом по аналогичному договору человек продал его нам. Мне кажется, он покупал его в самую горячую пору, а потом, сдав нам в трейд-ин, заработал неплохую сумму», — подытоживает работник салона.
Elantra с начальным 1,6-литровым двигателем оцениваются в вилке от 2,7 до 3 млн руб. Седанов с двухлитровым мотором нет в наличии и в ближайшее время не ожидается. Менеджеры говорят, что при таких сложностях с поставками машин российской сборки, ждать импортные модели корейской сборки «вообще бессмысленно».
Позже в личной беседе они признаются, что ситуация для автосалонов непростая, хотя уточняют, что у них сокращений персонала пока нет. Например, их компания сейчас «серьезно переориентируется на продажу автомобилей с пробегом», поскольку в текущих реалиях видит это направление наиболее перспективным.