На массовые случаи подделки диагностических карт пожаловались операторы пунктов техосмотра. Как выяснил Autonews.ru, недобросовестные участники рынка продолжили использовать программы для обработки изображений даже после ужесточения требований к картам техосмотра и введению штрафа в 2 тыс. руб. за отсутствие документа в случае его необходимости. Такие «серые» операторы начали еще более изощренно подделывать карты, с учетом новых требований.
Летающие автомобили и вклеенные эксперты
В Союзе операторов пунктов техосмотра корреспонденту Autonews.ru предоставили несколько подозрительных снимков, приложенных к диагностическим картам: все они доступны в системе ЕИАСТО, куда операторы загружают данные о проведенных проверках. На некоторых фото видно, что автомобили буквально парят над постами для осмотра, а на некоторых изображения специалистов грубо вклеено без соблюдений пропорций как самих людей, так и автомобилей.
Часть снимков сделана на хорошем уровне, но есть проблемы с пропорциями. Кроме того, как заметили операторы, некоторые специалисты стоят в неизменной позе на десятках фотографий с разными автомобилями в разное время. Кроме того, часть карт с признаками фотошопа автомобилисты оформляют совсем в других регионах, а не по месту жительства.
Как подчеркивают сами представители пунктов техосмотра, данные взяты из уже действующих карт техосмотра: то есть документы с такими изображениями будут отражаться в ГИБДД при перерегистрации как действительные. Дело в том, что получившие аккредитацию пункты имеют доступ к ЕАИСТО и на законных основаниях могут вносить туда данные об оформленных ими картах.
Проблему с «серыми» картами подтвердили Autonews.ru и в Национальном автомобильном союз (НАС) — ранее там уже собрали данные о массовой выдаче диагностических карт на автомобили, которые зарегистрированы в Москве или области, в других субъектах России. В союзе также указали, что зачастую на приложенных к диагностическим картам фотографиях представлена только часть бампера автомобиля с государственным регистрационным знаком.
Не сработало
Как признают операторы, принятые недавно меры борьбы с поддельными картами не сработали. Напомним, что с 1 марта 2022 года вступил в силу приказ Министерства транспорта, который значительно повысил требования к процессу проведения техосмотра.
Операторов обязали не просто делать две фотографии автомобиля при заезде на пункт проверки и при выезде, но и снимать их рядом с «живым человеком», техническим специалистом, который проводил осмотр машины. Кроме того, появилась норма, согласно которой файлы с фотографиями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных. А координаты места нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта.
Эти требования ввели для борьбы с так называемыми «фотошоперами», которые просто вклеивали фотографии машин на снимки пустой площадки пункта техосмотра. В итоге водители продолжали игнорировать обязательство приехать на техосмотр и получали карты удаленно.
Как объясняли в Минтрансе, с 1 марта 2022 года в начале проведения технического диагностирования нужно делать фотографию, на которой должен быть изображен автомобиль в ¾ — то есть должно быть видно переднюю и боковую часть машины. Кроме того, на снимке должен быть ясно виден и читаться госномер. Рядом с машиной должен стоять эксперт: в полный рост, лицом в камеру. В конце проведения техосмотра нужно делать такой же снимок уже на фоне задней части автомобиля, также с госномерами и экспертом.
Будут ли наказывать за «серые» карты: что говорят в ГИБДД
В ГИБДД не раз предупреждали водителей, что будут аннулировать «серые» диагностические карты, «пробивая» их по базе ЕАИС ТО. Но на вопрос Autonews.ru о том, что же будет, если водитель приедет на перерегистрацию автомобиля в ГИБДД с таким документом, в начале 2022 года заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин ответил, что пока оснований для отказа в регистрации автомобилей из-за «серой» диагностической карты нет.
«В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — отмечал Кузин.
В свою очередь сотрудники пунктов техосмотров в ряде городов сообщили Autonews.ru, что в ряде подразделений ГИБДД некоторое время назад начали отказывать автомобилистам в перерегистрации машин с такими картами. Например, в Екатеринбурге в одном из МРЭО не приняли техосмотр из Калуги. Информацию о таких случаях подтвердил председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.