branding imagebranding image
РБК АВТО
Электросамокаты Давид Акопян
Подписаться на Telegram-канал

Электросамокат признали транспортным средством. Все подробности

Нужны ли права на электросамокаты, скейтборды на электряге и гироскутеры? Считаются ли они отдельным видом транспорта? Отвечаем на главные вопросы перед новым сезоном
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством. Об этом стало известно после того, как на сайте суда была опубликована карточка одного из дел, рассмотренных инстанцией.

Как следует из материалов, иск подал Давит Чепечян. В мае 2021 года он попал в ДТП в подмосковных Химках. Его машина поворачивала налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате. За несколько метров до автомобиля, этот человек потерял управление и упал на полном ходу, попав головой в автомобильное колесо. От полученных травм он скончался.

После этого следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством».

Как пояснила защита Чепечяна, в таком случае речь идет о ДТП с участием двух транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.

Фото: Александр Липатников / facebook.com Новости 9 июля 2019 В Москве отказались возбудить уголовное дело о ДТП с самокатом на зебре
Фото: Christoph Soeder / dpa / Global Look Press Новости 29 июня 2021 Водителей электросамокатов начали проверять на алкоголь

Адвокаты с этим выводом не согласились и после получения отказа полиции на ходатайство об изменении постановления о назначении экспертизы обратились в Верховный суд. Защита пыталась добиться от него признания того факта, что пользователи электросамокатов являются пешеходами, которые не имеют права выезжать на проезжую часть. Однако по решению суда в удовлетворении иска был отказано.

После этого резонансного решения в экспертном сообществе вновь заговорили о необходимости изменить статус пододжной техники.

Ничего не изменилось

По словам координатора движения «Общество Синих Ведерок» Петра Шкуматова, нынешнее судебное решение — это лишь прецедент в одном конкретном деле после проведения технической экспертизы электросамоката. Однако оно никак не меняет текущее положение дел и по-прежнему не регулирует их эксплуатацию.

«С решение Верховного суда ничего не изменилось в законе. Все электросамокаты, моноколеса и прочая подобная техника по-прежнему не приравнены к транспортным средствам. Так что никакие права для управления ими не требуется», — рассказывает собеседник.

Однако, по его словам, вопрос о необходимости признания подобной техники транспортными средствами назрел давно. «Разговоры о том, чтобы надо приравнять всю подобную электрическую технику к мопедом мощности до 250 Вт идут давно, но никакие действия со стороны законодательных органов пока не предприняты», — уточняет эксперт.

Фото: Mikhail Frolov / Komsomolskaya Pravda
Фото: Mikhail Frolov / Komsomolskaya Pravda

При этом, по словам Шкуматова, у большинства электросамокатов, моноколес, сегвеев и пр. существует два вида мощности. Формально отдача электродвигателей большинства из них составляет 249 кВт, и они оказываются в категории средств не требующих специальных водительских прав. Однако у некоторых устройств есть и так называемая пиковая мощность, которая достигает 1,5 кВт и позволяет ехать значительно быстрее 20-25 км/ч.

Мнения о необходимости признания такой техники транспортными средствами придерживаются и другие эксперты. «Формулировка Верховного суда, которая звучала совсем недавно в общем-то никаких изменений в ПДД не вносит. Электросамокаты, скутеры, моноколеса по-прежнему не является транспортными средствами и для их управления не требуется никаких удостоверений», — рассказал Autonews.ru руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский.

Закон есть, но он не принят

Между тем, по словам Александра Шумского, уже более двух лет существует законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который позволил бы регулировать все эти технические устройства.

Этот документ был подготовлен Минтрансом в октябре 2019 года и предполагал поправки в правила дорожного движения, которые вводят новый вид транспорта — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним относятся роликовые конки, скейтборды, электрические самокаты, гироскутеры и другие подобные устройства.

👉 Почти 40% россиян считают, что для электросамокатов нужно разработать ПДД

«Средство индивидуальной мобильности» — устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок», — отмечалось в документе.

«Там достаточно четко прописано, что управлять ими могут лица старше 14 лет исключительно по велодорожкам и со скоростью не более 20 км/ч. А в их отсутствие про тротуарам, и только при отсутствии тротуаров по проезжей части», — поясняет Шумский.

При этом наш собеседник отмечает, что внести эти изменения в качестве поправки в правила дорожного движения в текущей ситуации невозможно: требуется полная и очень серьезная редакция ПДД. «Грубо говоря, их нужно переписать заново, а этим, увы, никто не занимается ему уже пару», — подытоживает Александр Шумский.

Фото: Nicolas Armer / dpa
Фото: Nicolas Armer / dpa

Впрочем, координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов считает, что даже предложенный Минтрансом законопроект с поправками ПДД требует дополнительного обсуждения.

«Опять же, 20 км/ч максимальной скорости, которые прописаны в предложенной инициативе о введении понятия средства индивидуальной мобильности для поправок в ПДД, скопированы из европейского опыта. Меж тем, в ряде стран уже и эта максимальная скорость считается слишком травмоопасной и предлагается ограничение на уровне 15 км/ч», — подытоживает Шкуматов.

Эксперт также отмечает, что в любом случае «это дискуссия, которая может возникнуть только после того, как будут приняты поправки в правила дорожного движения», и в закон введут само понятие средства индивидуальной мобильности. Сейчас же обсуждение максимальной скорости таких устройств не имеет никакого практического смысла, поскольку вся эта техника законодательно никак не регулируется.