На штрафы с камер за превышение скорости на скоростных магистралях начали жаловаться автомобилисты. При этом водители уверяют, что они ехали согласно ПДД с принятыми ограничениями. Однако оказалось, что постановления они получили за нарушение требований временных знаков, которые устанавливают при ремонте. Обычно автомобилисты игнорируют подобные знаки и лишь слегка сбрасывают скорость. Но теперь к фиксации таких превышений стали привлекать дорожные камеры.
Например, такой штраф в соцсетях опубликовал автомобилист, который ехал со скоростью 109 км/ч по МКАД в Москве в районе Осташковского шоссе. Ограничение вместо привычных 100 км/ч было установлено 60 км/ч — и водителю пришел штраф с учетом нештрафуемых километров (+19 км/час).
Об аналогичной фиксации в районе Алтуфьевского шоссе рассказал и другой водитель — постановление он получил за проезд с превышением поздно вечером. «Днем там все равно пробки, особо не разогнаться», — поделился водитель.
Приходят штрафы за временные знаки и в регионах. Например, автомобилист из Тюмени пожаловался на штраф за превышение на 20-40 км/час на тихой улице в районе временного знака «40». При этом автомобилист уверят, что знак там висел уже больше года, а работы уже давно закончены.
Почему камеры следят за временными знаками
Информацию о том, что камеры перенастроили под действие временных знаков на ряде улиц, Autonews.ru подтвердили в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Там предупредили, что ремонтные и строительные работы на дорогах идут примерно на 880 участках. При этом, по словам представителей ЦОДД, комплексы устанавливают не во всех местах, а в наиболее опасных.
«Например, фиксация идет на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе. Здесь идет строительство развязки с направленными съездами, которая улучшит транспортную доступность почти для миллиона человек. Несмотря на ограничения, некоторые водители по привычке продолжают ехать со скоростью 100 км/ч, не обращая внимания ни на дорожные условия, ни на временные знаки. Из-за этого только за три месяца 2022 года здесь произошло 3 ДТП, в которых два человека погибли и столько же получили ранения. Чтобы дополнительно сообщить водителям об ограничениях и необходимости проехать участок медленно и аккуратно, мы вывели предупреждение на электронном табло», — сообщили в ЦОДД.
Там добавили, что любые работы на проезжей части всегда сопряжены с риском: уменьшение скорости потока и запрет обгона позволяют избежать аварий во время ремонта.
«А чтобы требования временных знаков соблюдались, используются комплексы фотовидеофиксации. ПДД однозначно требует выполнять предписания дорожных знаков, независимо от того, постоянные они или временные. Нет исключений и в КоАП», — предупредили в ЦОДД.
Какие комплексы фиксируют ремонт
О том, что стационарные камеры можно легко перенастроить под временные ограничения, которые попали в их зону фиксации, рассказал Autonews.ru гендиректор компании «Астралаб» Сергей Ласкин (обслуживает четверть парка дорожных камер в Москве).
При этом эксперт отметил, что в столице и Мособласти используют для фиксации нарушения требований временных знаков в том числе и мобильные комплексы: микроавтобусы и легковушки в зеленой фирменной расцветке, которые мигрируют вслед за продвижением ремонтных работ по участку.
«Стационарные комплексы, которые висят на столбах, можно удаленно перенастроить из ЦОДД или ЦАФАПов. В регионах, где мы работаем, есть такая практика, — рассказал Ласкин. — Сложностей никаких нет, такая фиксация соответствует требованиям законодательства. Главное, чтобы строители не завешивали уже отремонтированную дорогу временными знаками и оперативно сообщали о завершении работ».
При этом эксперт признал, что в регионах ситуация иная. Поскольку обслуживание и эксплуатация автомобилей с комплексами на крышах стоит дорого, а более простые треноги не у всех регионов стоят на балансе, в некоторых субъектах стационарные камеры перевешивают вслед за адресами проведения ремонта.
«Я сталкивался с ситуациями, когда стационарные камеры приходилось перевешивать со столба на столб вместе с ремонтом дорог — каждый раз нужно было получать новый поверочный сертификат», — поделился Ласкин.
Насколько законны штрафы за временные знаки
О том, что автомобилисты обязаны соблюдать требования временных знаков, в беседе с Autonews.ru напомнил адвокат Сергей Радько. Он объяснил, что оформленные штрафы с помощью с камер абсолютно законны.
«Если стоят знаки, то ограничение действует, и неважно, стоит дорожная техника, есть ли ямы или конусы, или нет. Нужно притормозить перед знаком, и не рисковать, — сказал Радько. — Ведь работы могут быть по факту завершены, а какие-то документы еще не подписаны. И тогда формально ограничения еще не сняты. Другое дело, что в неразберихе ответственные организации могли просто забыть про этот знак, но по факту он продолжает работать».
Радько признал, что водители привыкли не обращать внимания на временные знаки, потому что про них часто «забывают» дорожники и отвечающие за организацию движения структуры, а камеры начали настраивать на них относительно недавно. При этом законные основания для штрафа за временный знак тоже существуют.
«У каждого участка дороги есть схема организации движения. Водитель уже в рамках судебного разбирательства имеет право попросить суд истребовать у городских служб в регионах, у ЦОДД в Москве предоставить эту схему. Там должны быть указаны все знаки, вся разметка, как постоянные, так и временные, даты их установки и сроки действия», — дал совет Радько.
Также эксперт посоветовал всем водителям активно жаловаться в дорожные инстанции, если подобные знаки размещены необоснованно и ремонт уже закончен.
Напомним, что использование камер для фиксации несоблюдения требований временных знаков появилась в 2017 году: такую возможность прописали в Административном регламенте МВД. В 2018 году законность таких постановлений подтвердил Верховный суд.
«Возможное применение средств автоматической фиксации нарушений ПДД в местах, где ограничения движения установлены временными запрещающими знаками, направлено на обеспечение безопасности. Выбор мест установки осуществляется на основании анализа аварийности на участках дорог с высокой вероятностью ДТП», — говорилось в решении ВС по делу гражданина Артура Геворгяна.
Как заключил ВС, подобное правовое регулирование не противоречит ПДД.