В Минтрансе России приняли решение до февраля 2023 года не увеличивать размер платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков максимальной массой свыше 12 тонн в рамках системы «Платон». Об этом говорится в официальных ответах ведомства на предложения Национального автомобильного союза (НАС) по поддержке автоотрасли на фоне санкций, все документы имеются в распоряжении Autonews.ru.
Тарифы на проезд обновляют каждый год 1 февраля с учетом инфляции. Последняя коррекция произошла 1 февраля 2022 года: тариф проиндексировали на 20 копеек: с текущих 2,34 руб./км до 2,54 руб./км. Однако, как уточнил источник Autonews.ru, проведенная 1 февраля коррекция уже не учитывает текущую экономическую ситуацию и в ведомстве рассматривали возможность повторного изменения тарифа. По такому принципу, к примеру, Центробанк готовит внеплановое изменение стоимости запчастей в справочниках по ОСАГО.
Теперь тарифы по «Платону» на 2022 год все же решили заморозить.
Одновременно с этим в Минтрансе ответили отказом на просьбы союза и участников отрасли о полной отмене взимания платы за проезд.
Как указали в Минтрансе, в соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса плата за проезд по дорогам общего пользования относится к неналоговым доходам федерального бюджета, включаемым в объем бюджетных ассигнований в Федеральный дорожный фонд. Собранные средства использует в качестве дополнительного источника финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе для строительства, реконструкции и ремонта искусственных дорожных сооружений.
В Минтрансе заявили, что отмена оплаты проезда приведет к выпадению около 40 млрд руб. в год из доходов Федерального дорожного фонда, что не получится компенсировать за счет других источников.
«Данные изменения приведут к сокращению объемов дорожных работ. Следовательно, и к возникновению рисков сокращения рабочих мест на предприятиях дорожной отрасли, производствах строительных материалов и машиностроения, то есть к уменьшению сектора экономики со значительным мультипликативным эффектом», — говорится в ответе Минтранса за подписью директора департамента госполитики в области автомобильного и городского транспорта Александра Бакирея.
Согласно позиции Минтрасна, уменьшение объема дорожных работ также негативно повлияет на состояние автомобильных дорог. Это обстоятельство, в свою очередь, к повышенному износу подвижного состава и дополнительным расходам грузоперевозчиков на его содержание, что повлечет рост тарифов на грузоперевозки.
«Отмена системы «Платон» также вызовет риск перехода 1,6 млн транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон», в теневой сектор экономики, что неблагоприятно отразится на деятельности всех отраслей, использующих автомобильные грузоперевозки», — предупредили в ведомстве.
👉 Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики
Одним из аргументов перевозчиков при обращениях об отмене платы, было повышение стоимости перевозимой продукции за счет дополнительных сборов.
Однако, как указывает Минтранс в своем письме, влияние платы на стоимость товаров, перевозимых транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, «крайне мало».
«Например, при перевозке молочной продукции в расчете на 1 литр молока влияние платы в стоимости продукции составляет менее 0,1%. Таким образом, предлагаемая мера по отмене/введению моратория на взимание платы не приведет к существенному изменению стоимости товаров», — подытожили в Минтрансе.
Ранее стало известно, что Госдума летом планирует подготовить для рассмотрения в первом чтении проект закона об отмене «Платона». Законопроект (N87463-8) внесен группой депутатов партии «Справедливая Россия — За правду» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым и сенатором Ольгой Епифановой. Однако, как отметил близкий к ведомству источник Autonews.ru, в министерстве придерживаются жесткой позиции и отменять систему оплаты или объявлять на нее мораторий не будут.
Глава НАС и один из авторов обращения в правительство Антон Шапарин заявил Autonews.ru, что выпадающие доходы для государства в масштабах экономики страны невелики, а вот для ряда субъектов такие льготы «стали бы ощутимым снижением нагрузки на перевозчиков». По словам Шапарина, у государства есть возможность пополнять дорожные фонды и без «Платона».
Что такое система «Платон»
«Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, который большегрузные автомобили причиняют этим трассам. Система действует с ноября 2015 года. Первоначально тариф был установлен на уровне 3,73 руб. за 1 км при проезде по федеральным трассам, однако после массовых акций протеста его снизили до 1,53 руб. за 1 км, затем тарифы стали корректировать каждый год с учетом показателей инфляциии.
Штраф за неоплату проезда согласно ст. 12.21.3 КоАП составляет 5 тыс. рублей, а повторное нарушение наказывают штрафом в 10 тыс. рублей. Проезды фиксируют с помощью камер.
За время работы госсистемы в Федеральный дорожный фонд поступило более 159 млрд руб., включая взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей. В 2020-2022 годах средства, поступающие в Федеральный дорожный фонд за счет системы «Платон», направляются на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В частности, около 600 км автодорог в 23 субъектах Российской Федерации планируется расширить с двух до четырех полос движения, провести капитальный ремонт более 100 мостов и путепроводов в 44 субъектах. Общее количество объектов дорожной инфраструктуры, которые планируется отремонтировать в том числе за счет поступления платы — около 3,3 тысяч км автодорог и более 130 мостов и путепроводов.
Autonews.ru направил запрос в Минтранс. В Минтрансе посоветовали обратиться в Росавтодор. В пресс-службе Росавтодора Autonews.ru направили в пресс-службу системы «Платон». Autonews.ru направил запрос в ведомство утром 19 апреля, там пообещали отправить ответ в ближайшее время.