Autonews.ru поговорил о перспективах вторичного авторынка с экспертом по подбору автомобилей с пробегом и президентом Союза автоэкспертов и оценщиков, а также основателем компании AutoExpert Олегом Амировым.
— В связи с приостановкой импорта и остановкой локальных производств ожидается, что вторичный рынок начнет расти как по объему, так и по спросу со стороны покупателей. Насколько этот прогноз с вашей точки зрения реалистичен и чего ждать в перспективе на рынке автомобилей с пробегом?
— Рост будет, хотя дело не только в остановке производств и срыве поставок импортных машин, но и в скачке цен на новые автомобили, а также в невероятно высоких ставках по автокредитам. Те, кто ранее рассматривал для себя покупку нового автомобиля, теперь будут ориентироваться на машины с пробегом и смотреть в сторону вторичного рынка. Ведь даже с учетом стабилизации курса рубля уже никто не ждет резкого снижения цен на новые машины.
Рынок авто с пробегом в этом смысле куда более инертный. И там ценообразование хоть и реагирует на курс, но все же строится немного по-иному принципу. Так что да, мы тоже ожидаем рост спроса на «вторичке». Другое дело, что он тоже после краткосрочного всплеска продаж в самом конце февраля и в начале марта потом продемонстрировал драматичное падение. Так что сейчас будет идти отыгрывание утерянных позиций, нежели реальный рост.
— А если говорить об объемах вторичного рынка на текущий момент, есть ли столько предложений, чтобы удовлетворить спрос?
— Нужно понимать, что спрос на автомобили, как с пробегом, так и на новые, упал вдвое. Поэтому сейчас динамика такая, что многие автовладельцы, которые ранее планировали сменить машину, продолжают на них ездить, обслужив и отремонтировав при необходимости. Люди замерли в ожидании. Ну и поскольку спрос упал в два раза, то сейчас, в общем-то, текущих предложений хватает. Так что если вторичный рынок и начнет показывать рост, то не такой уж и быстрый и динамичный. И его общие объемы все равно будут не те, что в прошлом году.
— А есть ли вероятность, что в текущей ситуации мы вновь увидим поток автомобилей с пробегом из Европы, как это было во второй половине прошлого года? Ведь курс рубля вновь привлекательный для перегона машин.
— Это не только вероятно, но и весьма реалистично. Более того, не исключаю, что такие предложения будут преобладать.
— А как теперь это будет происходить с учетом ограничений, которые появились после введения санкций?
— Глобально ничего не поменялось, потому что ограничения касаются в первую очередь юридических лиц, а «перегонщики», которые привозят машины с пробегом и из Европы, покупают и растамаживают их как физические лица. Основным каналам ввоза остается Республика Беларусь. Как из-за удобного географического расположения, так и из-за некоторых нюансов в законодательстве.
Ведь не секрет, что в Белоруссии для некоторых категорий граждан, например для многодетных семей, есть определенные льготы при растаможке автомобилей. И у них пошлина и таможенный сбор чуть ли не вдвое меньше, чем для остальных.
Плюс не стоит забывать, что на Белоруссию хоть и тоже наложены санкции, но их значительно меньше, чем на Россию. Поэтому производить безналичные расчеты и оплату через счета белорусских банков пока еще возможно. И чаще всего так и происходит. Автомобиль покупается в Европе для Белоруссии, затем ввозится туда «перегонщиками», там же проходит растаможку по правилам Таможенного Союза и только после этого перепродается в Россию.
— А какие сейчас наиболее востребованные модели из Европы?
— Ситуация по сравнению с прошлым годом не сильно поменялась. Самые востребованные автомобили — это малолитражки B-класса с турбированными двигателями небольшого объема. Ведь стоимость их растаможки в России и других странах ЕАЭС напрямую связана с рабочим объемом двигателя. Речь в первую очередь идет о бюджетных автомобилях вроде Renault Clio, Scenic, некоторых младших Volkswagen и моделях других марок этого класса.
— А если говорить о рынке запчастей для автомобилей с пробегом. Что с ним сейчас происходит?
— С запчастями точно такая же история, как и с автомобилями. Все очень сильно подорожало, но не думаю, что будут какие-то перебои или нехватка. Опять же, все, что теперь не может ввозиться напрямую из-за ограничений, будет приезжать к нам по альтернативным каналам поставок. Например, через ту же Белоруссию или Армению.
В общем-то, они уже поставляются так. Но поскольку теперь это происходит через посредников в третьих странах, то цены, конечно, скорректировались. Причем, речь идет как об оригинальных, так и неоригинальных запчастях. Подорожание к текущим ценам, которые с конца февраля уже скорректировались в вилки от 30 до 50%, составит еще около 20-30%. Но опять же, при условии, что курсовые колебания будут небольшими. Потому что со стороны государства нет никакого регулирования цен на запчасти, как например, с продуктами первой необходимости вроде круп и сахара.
Важно еще отметить, что текущие высокие цены на запчасти сформировались не только исходя из увеличения курса рубля и изменения схем поставок, но и из-за ажиотажного спроса. Рынок запчастей все еще очень сильно перегрет после всех событий. И многие продолжают продавать детали с высокой наценкой, потому что доступ к альтернативным каналам поставки есть не у всех игроков рынка. Возможно, в дальнейшем и будет какая-то корректировка цен на запчасти, но сейчас спрогнозировать ее значение и сроки невозможно.
— Как может измениться структура игроков на рынке автомобилей с пробегом? Официальные дилеры, которые раньше занимались продажей новых машин, теперь переориентируются на «вторичку»?
— Автосалоны и официальные дилеры начали увеличивать свою долю на вторичном рынке еще до всех этих событий. И это не мое оценочное суждение, а факт, подтвержденный исследованием аналитического агентства «Автостат». Другое дело, что дилеры по-прежнему принимают в трейд-ин все подряд. С точки зрения юридической чистоты машин у них все в порядке, но касательно технического состояния есть много вопросов. Именно поэтому даже к ним покупатели зачастую приезжают с экспертами по подбору.
Но ситуация настолько нестабильная что я пока не берусь прогнозировать как может измениться их доля на рынке в дальнейшем. Ведь, у дилеров помимо больших площадок и объемов еще и достаточно высокие издержки. А покупательская способность потребителей снижается. Поэтому маловероятно, что смогут они увеличить или удержать свои обороты за счет продажи машин с пробегом.
— А увеличится ли число частных посредников?
— Да, вот перекупщики и небольшие площадки как раз активизируются, потому что имеют больше преимуществ из-за небольших оборотов. Они куда быстрее реагирует на изменение рынка и куда более гибкие, чем дилеры с огромными оборотами и гигантскими издержками.
— Если нас вновь ждет расцвет перекупщиков, то наверняка стоит ждать и развития бизнеса в области автоподбора?
— Услуга автоподбора стала востребованной не только из-за перекупщиков, но и из-за недоверия к дилерам. Зачастую люди пользуются услугами автоэкспертов не только при покупке машин с пробегом, но и новых автомобилей. Автоподбор никуда не исчезнет, услуга будет существовать и развиваться плавными темпами.
— Давайте перейдем к более практичным вопросом, которые будут полезны и для простых читателей. Банальный вопрос: стоит ли сейчас покупать машину с пробегом или имеет смысл подождать «лучших времен»?
— Если автомобиль нужен прямо сейчас, то нужно покупать. Если же критической необходимости в автомобиле нет, то торопиться с покупкой не стоит.
— А можно ли в текущей ситуации дать какой-то прогноз по ценам на автомобили на вторичном рынке?
Ситуация такова, что цены на машины с пробегом стали немного снижаться. Но это связано не с курсом рубля к доллару, а с резким скачком цен, который случился в конце февраля и в начале марта. Сейчас ажиотаж прошел и люди по таким безумным ценам машины уже не покупают. Никто не бежит сломя голову спасать свои сбережения. Да и средств на руках у людей не так много осталось.
Поэтому те, кто занимается перепродажей машин с пробегом, начали потихонечку снижать цены. Потому что им нужны оборотные средства для дальнейшего ведения своего бизнеса. Да и частники, которым реально необходимо продать автомобиль, двигаются по стоимости. Так что снижение цен наблюдается, но это в первую очередь связано со снижением спроса, а не с укреплением национальной валюты.
Но уточню, что речь все же о перспективах ближайших недель, быть может, месяца. Давать какой-то долгосрочный прогноз хотя бы до конца года сейчас, конечно же, невозможно. Ситуация непредсказуемая.