На фоне новостей об уходе концерна General Motors из России, в который входят марки Cadillac и Chevrolet, дилеры рассказали Autonews.ru о текущей ситуации с обслуживанием, гарантией и поставками автомобилей.
Официальных подтверждений от российского офиса пока не поступало. В Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) заявили, что информации о ситуации с GM у них пока нет. Источники Autonews.ru подтвердили получения писем, связанных с деятельностью в России. Но выводов об окончательном уходе концерна, по их словам, сделать пока нельзя. Однако по телефонам в отделах продаж крупнейших автоцентров, куда дозвонился Autonews.ru, объяснили, к чему надо готовиться владельцам Chevrolet и Cadillac.
Запчасти на автомобили будут в любом случае
О том, что пока между дилерскими центрами и производителем идут переговоры, рассказали Autonews.ru в одном из автосалонов Chevrolet. Менеджер заверил, что запчасти в Россию пока поставляют и обслуживание купленных автомобилей центр продолжит.
«Уход с рынка — это заявление, но как будет дальше, мы пока не знаем. General Motors еще два месяца назад прислал нам уведомление, что хочет уйти, но мы продолжали работать. В целом сейчас все автобренды в похожем положении. Кто-то на грани ухода, но машины в любом случае обслуживать будут. Также и Opel уходил, но машины было, чем чинить», — рассказал менеджер в автосалоне.
А вот с сохранением гарантии пока не так однозначно. В дилерском центре признались, что пока не могут обещать, что гарантия на машину точно сохранится.
«Пока у нас нет информации на 100%, что будет с гарантией. На данный момент ничего не изменилось, по гарантии на ремонт к нам приезжают и мы его проводим, — объяснил менеджер. — Но если говорить просто про ремонт, даже если машины на рынок вообще перестанут поставлять, ничего страшного нет. Мы все равно находим запчасти. Кто-то вообще уезжает обслуживаться к неофициалам».
После ремонта неоригиналом гарантии точно не будет
В другом автосалоне корреспонденту Autonews.ru сообщили о прекращении продаж новых автомобилей. А вот с ремонтом и обслуживанием, как заверил менеджер, все в порядке.
«Даже после ухода бренда никаких проблем с сервисом в России не будет. Есть много деталей-заменителей, есть запчасти из Китая. Правда, если машина на гарантии, то мы не сможем поставить другие запчасти, нужны оригинальные. Но каналы поставок оригинальных запчастей тоже есть, через Республику Беларусь, например», — заключил менеджер.
Официальной информации о прекращении гарантии в России нет
Третий дилер на прямой вопрос о сохранении гарантии признался, что ясности у дистрибьютора пока нет и «все может измениться».
«Мы как на пороховой бочке, все может меняться, — сказал представитель дилерского центра. — Сейчас сервис работает, запчасти есть, гарантия сохранена. Никакой официальной информации о том, что гарантии не будет и нам перестанут поставлять детали для сервиса, никто не говорил. Но прогнозировать дальше, чем на один день, нельзя. В любом случае логистику поставок запчастей отработают, если запчасти были из США, перейдем на Китай. Trialblazer вообще делают в Корее, с ним будет попроще».
Отгрузки в Россию заморожены и машины уже не получить
О том, что дилеры не могут дозвониться до российского представительства с самого утра среды, сообщил Autonews.ru эксперт в автомобильной сфере Олег Мосеев. При этом он заверил, что всего несколько дней назад без проблем смог связаться с представителями американского бренда.
«У моего клиента возникла проблема: он оплатил автомобиль бренда, который входит в концерн GM, машина была отправлена в Россию, но застряла в Европе. Дилер никак не может получить эту машину. Я смог дозвониться до своих контактов в компании и там сообщили, что бренд категорически запретил отдавать дилерам все, даже оплаченные автомобили. Часть стоит закрытой на складах импортера в России, но доступа к ним нет», — рассказал Олег Мосеев.
По словам Мосеева, те машины для России, которые застряли в Европе, скорее всего разберут и самые востребованные запчасти отправят назад в США.
Обсуждаемое решение об уходе GM из России Олег Мосеев назвал логичным решением, поскольку «российский рынок последнее время обеспечивал для GM лишь микроскопические продажи». По данным Комитета АЕБ, Chevrolet в 2019 году продал 21 821 автомобиль, в 2020 — 558, в 2021 — 1 046. Cadillac в 2019 году — 975, в 2020 — 1 424, в 2021 году — 2 377 машин.
По словам эксперта, для отрасли в целом этот уход, если он в итоге случится, пройдет практически незаметно. При этом Мосеев признал, что многие бизнесмены совсем недавно открыли свои центры, некоторые еще не отбили инвестиции и для них такое решение будет болезненным.
«Например, в Екатеринбурге один из моих партнеров реконструировал дилерский центр Cadillac. Конечно, для него это огромные потери. Для крупных дилерских сетей бренды Chevrolet и Cadillac — это все лишь небольшая доля бизнеса после сокращения присутствия концерна в России в 2014 году. В салонах сейчас стоят единичные экземпляры еще и потому, что ввоз дорогих иностранных моделей в Россию из недружественных стран запрещен. Поэтому, например, Cadillac Escalade на всю страну у нас сейчас 4-5 штук в топовых комплектациях и больше их не будет», — сказал Мосеев.
Эксперт надеется, что клиенты получат хотя бы те машины, которые уже поступили на склады. Что касается текущих владельцев, то Олег Мосеев уверен, что у них проблем с обслуживанием не будет.
«Сейчас рынок ищет пути для поставок запчастей, нужно выставить правильные логистические цепочки. Я думаю, что еще 2-3 месяца и мы уже увидим пути для официальных оригинальных запчастей. Но вот с ремонтом по гарантии, я думаю, будут проблемы», — предупредил Мосеев.
«Дилеры вряд ли будут брать на себя гарантийные обязательства за компанию, которая ушла с рынка и всячески будут уходить от ответственности, если General Motors официально не подтвердит, что поддерживает гарантию для своих клиентов. И сейчас это большой вопрос. Кто-то скажет, что будет как с уходом Opel, что тогда никаких проблем не возникло. Но ситуация была совсем другой. Сама компания осталась, она продавала другие модели и вместе с ними продолжались поставки запчастей, поддерживалась гарантия», — объяснил Мосеев.
По словам Мосеева, если GM откажется от предоставления гарантии на купленные автомобили в России, то это станет серьезным ударом по репутации компании. «Производитель помимо США поставляет автомобили в Китай, в Латинскую Америку. Если там клиенты увидят, что компания бросает своих покупателей и поклонников бренда, то доверие к марке может серьезно упасть», — предупредил эксперт.