branding imagebranding image
РБК АВТО
Бензин Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Что будет с ценами на бензин: эксперты все объяснили

Задачу удержать рост цен на топливо в 2022 году в пределах инфляции поставили в Минэнерго. Какие меры запланированы для стабилизации стоимости бензина и дизтоплива на АЗС, выяснил Autonews.ru
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

О новых мерах по стабилизации стоимости топлива на АЗС, которые запланировали в Минэнерго, узнал Autonews.ru. С их помощью в ведомстве надеются сдержать рост цен на уровне инфляции в 2022 году. Такие данные следуют из официального ответа Минэнерго на предложения Национального автомобильного союза (НАС) о поддержке авторынка и сдерживании цен на топливо (все документы имеются в распоряжении Autonews.ru).

Как посчитали в министерстве, с начала 2022 года рост средних розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо составил 0,9%, что значительно ниже изменения индекса потребительских цен за аналогичный период (+7,7%). На сжиженные углеводные газы (СУГ) цены с начала 2022 года снизились на 11,6%.

Как отметили в ведомстве, в настоящее время санкции усложняют поставку нефти и нефтепродуктов на экспортные рынки, формируют скидки к традиционным рыночным индикаторам, приводят к удорожанию логистики поставок.

«Для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке автомобильного бензина и дизельного топлива, а также надежного обеспечения российских потребителей, правительство регулярно предпринимает комплекс системных экономических и организационных мер. В целях недопущения необоснованного роста цен на моторное топливо принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов», — заверили в Минэнерго.

Фото: Shutterstock Топливо 18 апреля 2022 Страны с самым дорогим и дешевым бензином: список и цены
Фото: ALEXEY BYCHKOV / Global Look Press Бензин 6 апреля 2022 Что будет с ценами на бензин: водителям объяснили, к чему готовиться

По данным Минэнерго, прорабатываемые меры уже поддержали в правительстве. Среди них:

1. Корректировка параметров «демпфирующего» механизма на автомобильный бензин и дизельное топливо. Изменения должны увеличить размеры компенсаций для нефтеперерабатывающих заводов, которые они получают в виде разницы между ценой экспортного паритета и внутренней базовой ценой.

«Это будет сделано, чтобы не допустить роста розничных цен в 2022 году выше инфляции. Соответствующий проект федерального закона внесен в Государственную Думу 14 февраля 2022 года», — указано в документе.

2. Еще одна норма — это увеличение минимальных нормативов продаж бензина К5 и дизеля К5 на биржевых торгах на 1 процентный пункт: соответствующий проект постановления «О внесении изменений в Правила определения минимальной величины объема автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5…» уже разработан ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и будет внесен в Правительство.

«Благодаря принимаемым мерам ценовая ситуация на отечественном рынке моторного топлива находится под контролем и в настоящее время может характеризоваться как удовлетворительная. Внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме», — сообщили в Минэнерго в письме в адрес НАС.

Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

Autonews.ru в свою очередь отправил запрос в Минэнерго. Там сообщили, что, несмотря на рост нефтяных котировок в долларовом и рублевом эквиваленте с начала марта 2022 года, средние розничные цены на моторное топливо в России сохраняются на стабильном уровне. В том числе благодаря продолжению работы демпферного механизма.

«С начала 2022 года рост розничных цен на моторное топливо находится ниже изменения индекса потребительских цен. Для поддержания стабильной ситуации на внутреннем рынке Минэнерго России регулярно проводит оперативные совещания с крупными компаниями-производителями нефтепродуктов, топливный штаб переведен на усиленный режим работы и продолжает выполнять задачи по поддержанию надежности обеспечения внутреннего рынка моторным топливом», — рассказали в ведомстве в ответ на запрос Autonews.ru.

Как уточнили в пресс-службе ведомства, НПЗ при этом сохраняют стабильный уровень загрузки. Текущего объема производства в совокупности с созданными запасами достаточно, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок моторными топливами.

Что предложили эксперты для стабилизации цен

Ранее в НАС для снижения и дальнейшего сдерживания цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и СУГ предложили ввести механизм для госрегулирования стоимости топлива на АЗС.

Однако в Минэнерго эту идею не поддержали. Там указали, что действующим законодательством России не предусмотрено государственное регулирование цен на моторное топливо. По мнению ведомства, в текущих условиях необходимо максимально сохранить действующие рыночные механизмы формирования цен на моторное топливо.

👉 Автомобилисты просят власти о поблажках: список того, что могут изменить

«Цены на указанные товары формируются на рыночной основе. Ценообразование в оптовом сегменте складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы: цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины. Поэтому оптовые (биржевые) цены подвержены волатильности», — пояснили в Минэнерго.

В части предложения по введению государственного регулирования цен на СУГ в Минэрго также заявили, что реализация такого механизма приведет к дефициту моторных топлив из-за остановки производства нефтепродуктов.

Также в НАС предлагали снизить ставки акциза на бензин и дизельное топливо на 50%, но в Минэнерго адресовали этот вопрос к Минфину.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как заявил Autonews.ru глава НАС Антон Шапарин, снижение цен на топливо на АЗС будет стимулировать водителей чаще садиться за руль. Кроме того, снижение цен даст толчок к развитию грузовых и пассажирских перевозок.

«Экспорт топлива затруднился. Поэтому НПЗ сейчас тормозят процессы производства. Ситуация в нефтянке сложная и поддержать ее можно за счет роста внутреннего спроса. А для этого нужно снижать цены на АЗС. Бензин дешевеет на бирже, но это снижение практически незаметно на заправках для конечного потребителя. Дело в том, что трейдеры и руководители АЗС так пытаются подготовиться к тяжелым временам», — сказал Шапарин.

В свою очередь президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов заявил, что названные Минэком инструменты уже неэффективны с учетом изменившееся ситуации на мировом рынке нефтепродуктов. По его словам, экспортная альтернатива для поставок топлива вообще отпала. При этом проблем с ростом цен на топливо, по оценке Баженова, в России нет.

«Наоборот, цены снижаются. Это происходит из-за перекрытий экспортных каналов поставок для многих НПЗ. Поэтому предложение ну внутреннем рынке растет, что стабилизирует цены. В долгосрочной перспективе в силу текущей экономической и технологической блокады у нас будут снижаться объемы добычи нефти. И, как следствие, объемы производства топлива. Но пока на НПЗ продукция всех продуктов профицитна, мы полностью обеспечиваем внутренний рынок. И ключевым каналом поставки будет именно внутренний рынок», — сказал Павел Баженов корреспонденту Autonews.ru.

👉 55 руб. за литр — это не предел: что будет с ценами на бензин

По словам Павла Баженова, ситуация с ценами может развернуться если будут приняты определенные регуляторные решения. Как объяснил эксперт, в силу роста предложения на внутреннем рынке снижается биржевая цена на топливо: иногда она достигает уровней 2020 года.

«При этом маржинальность на внутреннем рынке настолько высока, что даже позволяет опускать цены. Обычно крупные участники рынка менее охотно снижают цены. Так они пытаются компенсировать свои выпадающие доходы в связи с экспортной блокадой. А независимые участники рынка будут снижать цены охотнее», — сказал Баженов.

Эксперт признал, что в ситуации, когда экспортные поставки находятся под угрозой, правительство будет искать варианты регуляторного воздействия на рынок. Но какие именно — пока неизвестно.

«Например, в 2020 году были снижены нормативы обязательств по биржевом объемам, — привел пример эксперт. — Или произойдет условное повышение акцизов. Но какой-то специальной необходимости регуляторного воздействия для удержания цен нет. При этом понижать цены крупные компании тоже не будут. Только если экспортные возможности окажутся под еще большим давлением. Но в моменте поводов для этого нет», — заключил Павел Баженов.