В Минпромторге утвердили подробный список запчастей, шин, масел и аксессуаров, которые можно будет ввозить в Россию по схеме параллельного импорта. То есть без официального разрешения производителей: раньше такая схема была невозможна, поскольку бренды сами решали, на какой рынок товары поставлять и в каких объемах. При ввозе через таможню у товаров без подтверждения от производителя могли возникнуть серьезные проблемы. Теперь, на фоне заморозки присутствия в России ряда брендов и даже полной приостановки работы, в стране возник дефицит.
Чтобы решить проблему, в правительстве и решили использовать параллельный импорт. Подписанный приказ Минпромторга от 19 апреля 2022 года оказался в распоряжении Autonews.ru. По данным источников, пока это предварительная версия: изначально ее подписал глава Минпромторга Денис Мантуров, однако вскоре было решено сделать некоторые изменения. Дополненный документ должен будет скоро опять поступить в Минюст на одобрение, после чего его снова подпишут в Минпромторге. Тем не менее, как уточняют источники, большинство позиций из списка будут сохранены. Наибольшие дополнения ждет автомобильный раздел.
Публикуем часть ориентировочного списка автомобильной продукции, которую в ближайшее время разрешат ввозить без одобрения со стороны производителей.
Как и ожидали участники отрасли, список оказался весьма точечным и не затронул, например, автопроизводителей с высоким уровнем локализации и собственными заводами в России. Именно этого добивались эти автокомпании при переговорах с Минпромторгом.
Autonews.ru направил соответствующий запрос в Минпромторг.
Приводим часть этого списка (документ дополняется).
Шины | |
Michelin | Continental |
Goodyear | Bridgestone |
Каучук, резина и изделия из них | |
Scania | Bosch |
Bosch | Vickers |
Mahle | Wabco |
Gates | Land Rover |
Јеер | Jaguar |
Chrysler | Bentley |
Cadillac | Chevrolet |
Dodge | GМС |
Hummer | Rover |
Tesla | ABB |
Черные металлы | |
Acroni | MVF |
Land Rover | Jeep |
Jaguar | Chrysler |
Bentley | Cadillac |
Chevrolet | Dodge |
GMC | Hummer |
Rover | Tesla |
Freightliner | Peterbilt |
Kenworth | Mack |
Изделия из черных металлов | |
Scania | Siemens |
Mahle | Cummins |
Wabco | Gates |
Wabtec | Bosch |
Borg | Land Rover |
Jeep | Jaguar |
Chrysler | Bentley |
Cadillac | Chevrolet |
Dodge | GMC |
Hummer | Rover |
Tesla | Freightliner |
Peterbilt | Kenworth |
Mack | |
Масла | |
ExxonMobil | Mobil |
Shell | Техасо |
Изделия из меди, алюминия, свинца, цинка, олова | |
Bosch | Chrysler |
Land Rover | Bentley |
Cadillac | GMC |
Hummer | Tesla |
Freightliner | Peterbilt |
Jeep, Jaguar | Dodge |
Chevrolet | Rover |
Kenworth | Mack |
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные | |
Volvo | Техасо |
Rеma | Land Rover |
Tip Тор | Јеер |
Shell | Jaguar |
Chrysler | Bently |
Cadilac | Chevrolet |
Dodge | GMC |
Hummer | Rover |
Tesla | |
Напомним, что 29 марта 2022 года правительство России принято постановление №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
Согласно документу, исключается гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции. Также, в соответствии с постановлением, необходимо определить перечень продукции, на которую эта норма будет распространяться. Этот перечень и утверждает сейчас Минпромторг.
Как заявил глава Национального союза автомобилистов (НАС) Антон Шапарин, в список Минпромторга попал только узкий перечень брендов, что, по его словам, не решает проблем с поставками автозапчастей.
«Многие автозапчасти в этом списке – крайне специфические. Крупных ушедших брендов практически не представлено. Возможно, Минпромторг не хочет портить с ними отношения. Но даже если отношения не испортятся, этой продукции на рынке все равно нет. Например, из России ушел шведский производитель подшипников SKF, а в списке его нет. Поэтому, перечень придется постоянно дополнять и переутверждать. Поэтому считаю, что вопрос не проработан», – сказал Шапарин.
В свою очередь участник авторынка и эксперт Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru введение параллельного импорта поддержал. По его словам, такой шаг позволит ускорить насыщение рынка запчастями.
«Проблемы с поставками и логистикой конечно нужно решать: выстроить правильные логистические цепочки, искать альтернативы. И оригинальные запчасти сейчас действительно можно привести по каналам из разных стран: Турция, ОАЭ, Оман. Параллельный импорт – это хорошее решение», — сказал Мосеев.
Такой узкий и точечный список Мосеев объяснил тем, что Минпромторг пытается балансировать, чтобы не испортить отношения с теми брендами, которые продолжают бесперебойно работать в России.
«У Минпромторга есть надежда, что многие вернутся на рынок и не хотят ссориться с брендами. Но в отношении России ведется экономическая блокада, поэтому выйти из ситуации красиво по отношению ко всем не получится. Но в итоге решили пойти по такому пути: условно, бренды остались на рынке, для них сделали исключения. Если ситуация рассосется, можно отменить это разрешение. И наоборот, если ситуация улучшаться не будет – продлить», — сказал эксперт.
Также Мосеев сделал еще одно предположение, почему список получился таким точечным. Такой выбор он объяснил сильным лобби со стороны автосервисов, которые считаются дистрибьюторами ряда брендов официальных запчастей и не хотят терять этот рынок.