Компания Renault продает свою долю в АвтоВАЗе и сворачивает бизнес в России. Об этом заявил ТАСС министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Впрочем, по словам чиновника, речь не идет о национализации активов иностранного бренда. На деле это будет «сделка за рубль».
«Renault действительно из-за дефицита средств на поддержание работоспособности и деятельности своих подразделений в России принимает решение передать акции «АвтоВАЗа» и «Автофрамоса». «Автофрамоса» — Москве, как субъекту. А что касается «АвтоВАЗа», то, скорее всего, это будет НАМИ, наш профильный институт, который примет на себя эти акции с возможным возвратом в случае, если коллеги примут решение вернуться», — заявил министр.
По словам Мантурова, Renault еще может вернуться в Россию: «Да уходят, но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких подарков здесь не будет», — подытожил министр.
Спасение утопающего
На запрос Autonews.ru относительно сроков осуществления сделки, а также подробностей по передаче будущим российским акционерам технологической базы в пресс-службах «АвтоВАЗа» и российского офиса Renault от комментариев отказались.
Впрочем, по словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, ФГУП «НАМИ» был «выбран французами не случайно».
«Думаю, что передача доли Renault «Ростеху» была невозможна из-за санкций, которые наложены на госкорпорацию западными странами. Именно по этой причине выбрали НАМИ, который имеет хоть какое-то отношение к автопрому и не находится под санкциями. Других объяснений такому шагу сейчас сложно найти», — говорит Целиков.
При этом эксперт отмечает, что вся эта ситуация выглядит как «попытка утопающего зацепиться за соломинку». Напомним, что на данный момент Renault владеет 68% долей «АвтоВАЗа», а остальные 32% принадлежат госкорпорации «Ростех», которая попала под западные санкции.
Попытка «не сжигать мосты»
«Очевидно, что при существующих ограничениях и сложной геополитической обстановке дальнейшая деятельность группы Renault в России практически невозможна, но при этом французы, конечно же, не хотят уходить и сжигать все мосты», — рассказывает Сергей Целиков.
По его словам, французская компания на протяжении двух десятилетий вкладывала средства в российский рынок и собственное производство в Москве, а последние 10 лет активно инвестировала в «АвтоВАЗ».
Кроме того, эксперт отмечает, что техническая и технологическая интеграция тольяттинского гиганта в состав Renault очень глубока и разрыв этих связей будет невероятно болезненным для предприятия.
Большие планы
Напомним, что стратегические планы Renault были раскрыты в январе 2021 года на специальном мероприятии Renaulution. В ходе презентации производитель показал два новых концепта Renault и Dacia, а также анонсировал внешность Lada Niva нового поколения, выход которой был намечен на 2024 год.
👉 Как будут выглядеть новые Lada и Renault. Фото и подробности
Согласно стратегии Renaulution, марки Lada и Dacia должны были начать тесное сотрудничество и чуть ли не объединяться. А все будущие модели двух брендов планировалось перевести на одну платформу CMF-B.
Вслед за этим в конце июля 2021 года в специальном видеообращении, посвященном 55-летнему юбилею «АвтоВАЗа», глава компании Николя Мор объявил, что в ближайшие четыре года Lada выпустит на рынок сразу пять новинок.
«Впереди нас ждут четыре важных года, в течение которых мы выпустим пять новых автомобилей Lada, а также новые модели Renault. Для Lada это новое поколение легендарной Niva и абсолютно новое семейство сегмента B», — уточнил Мор в видеообращении.
Все эти модели планировалось выпускать на той самой новой платформе CMF-B, которая должна была лечь в основу всех Lada и Dacia. Более того, один из предсерийных образцов нового семейства B-класса уже был продемонстрирован Николя Мору в самом начале марта. Какая теперь судьба ждет все эти разработки предположить сложно.
Развитие на паузе
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» считает, что все перспективные новинки «поставят на паузу на неопределенный срок». Он отмечает, что на данный момент вся существующая на «АвтоВАЗе» технологическая и материально-техническая база очень тесно взаимосвязана с Renault. Да и многие компоненты, поставляемые в Тольятти, также производятся крупными подрядчиками французов.
«Очевидно, что заменить их в кратчайшие сроки не получится, поэтому «АвтоВАЗу» придется в каком-то смысле остановиться в своем развитии и сосредоточиться на старых моделях, которые они могут производить самостоятельно без иностранных комплектующих. Собственно, этот процесс уже начался, поскольку предприятие готовит к выпуску упрощенную версию Granta, а также могут производить лишь старый внедорожник Niva Legend», — подчеркнул Сергей Целиков.
Эксперт также не исключает, что на «АвтоВАЗе» собственными силами смогут «в чуть более далекой перспективе» возобновить самостоятельный выпуск Vesta.
«Но это тоже будет, скажем так, облегченная и упрощенная версия «Весты». Те модернизации и тот глубокий рестайлинг, который мы увидели на обновленной модели в начале года, на данном этапе освоить самостоятельно тольяттинцам навряд ли получится», — подытоживает эксперт.