— Огромное количество крупных компаний приостановили свою деятельность и поставки в Россию. А как обстоят дела у небольших частных организаций, которые не работали с крупными производителями из Европы?
— На рынке небольших независимых оптовых компаний серьезных изменений нет. Запчасти как поступали, так и поступают, поскольку большая их часть шла из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, тех же Эмиратов. Что-то даже шло из ЮАР и Бразилии. Сложности возникли, когда резко взлетел курс доллара. Плюс был непонятная ситуация с контейнерными перевозками. Потому что сами контейнеры не доходили до России. Но у большинства компаний логистика перестроилась и уже работает в новых условиях.
Понимаете, небольшие компании очень гибкие. И когда произошел очередной, скажем так, «идеальный шторм», они начали быстро реагировать на него и перестраивать свой бизнес. Они переживают уже не первый такой кризис и знают, как реагировать на подобные ситуации. Что касается крупных официальных импортеров запчастей, то есть серьезные проблемы по конкретным брендам, которые приостановили свою деятельность в России.
— А как повлиял на ситуацию отказ контейнерных перевозчиков обслуживать Россию?
— То, что контейнерные перевозчики отказались обслуживать Россию, конечно же, вызвало большие сложности. Но есть альтернативные каналы поставок, которые сейчас активно развиваются: через Турцию, Грузию или Армению. Ограничения по грузоперевозкам очень сильно повлияли на северо-западное направление. Но наш южные порты, например Новороссийск, все еще работают. Конечно, там тоже уменьшилась перевалка грузов, но не так катастрофично.
Собственно, именно по этой причине сейчас вновь внедряются посреднические схемы через третьи страны, которые ранее были разорваны. Есть небольшие компании, которые довозят товар до территории России. Но я все же хочу уточнить, что речь идет о розничном рынке, а не о конвейерных поставках запчастей и комплектующих, которые идут на сборочные производства и на крупные сети СТО.
— Как изменятся цены в рознице в связи с появлением альтернативных цепочек поставок через посредников?
— Безусловно, это наложит отпечаток и стоит ждать дальнейшего повышения цен. Более того, первое повышение было зафиксировано в начале марта в связи со скачком курса валюты. И этот рост был очень резким. Он также был вызван всплеском спроса и неопределенностью, потому что и со стороны продавцов было непонимание с дальнейшими поступлениями запчастей. И им было просто невыгодно опустошать свои склады на этой волне спроса. Продавцы начали переписывать ценники. Поэтому сейчас даже происходит некий откат назад от тех безумных цен, которые были в начале марта.
На некоторые позиции цены сейчас снизились на 20-25% по сравнению с тем, что было в начале марта. Но необходимо отметить, что повышение было куда более существенным и на некоторые позиции доходило до 50-100%. По моим прикидкам, если рассматривать период первого полугодия, то к июню по сравнению с январем повышение цен составит в районе 50-70%. Но это при условии, что курс не будет резко меняться.
— А как сейчас производятся расчеты за товар, который поступает через страны-посредники?
— На самом деле, все не так страшно, как кажется. Все еще есть большое количество банков, которые продолжают работать и позволяют производить расчеты. Ну и к тому же нужно понимать, что большинство операций уже производятся с посредниками в странах, которые не присоединились к санкционным мерам.
— Но речь ведь идет только о неоригинальных запчастях?
— Нет, почему же? Минпромторг ведь разрешил так называемый параллельный импорт, который позволяет ввозить к нам запчасти без защиты товарных знаков. Поэтому наши компании смогут через посредников ввозить и оригинальные запчасти тех производителей, которые на данный момент отказались поставлять в Россию свою продукцию.
👉 Какие запчасти будут ввозить без разрешения: список от Минпромторга
Например, можно будет ввозить такие запчасти из Арабских Эмиратов, закупая там их у местных импортеров. Ведь практически все европейские премиальные бренды, которые приостановили свою деятельность у нас, представлены на рынке этой ближневосточной страны.
— А если сами компании будут блокировать своим импортерам в других странах подобные сделки с российскими юридическими лицами?
— Такой сценарий вероятен. Но до 2012 года, пока в силу не вступил запрет серого импорта, наши небольшие компании без проблем закупали запчасти. Если даже сложности возникнут, то их тоже можно обойти разделением поставок или регистрацией юридического лица в другой юрисдикции. Ведь в этом случае покупателем у официального дистрибьютора будет юридическое лицо не из России, а из Армении, Казахстана или любой другой страны Таможенного Союза.
— Как будет складываться ситуация с запчастями у официальных дилеров, которые обязаны проводить обслуживание автомобилей на гарантии?
— Параллельно импорт может стать выходом из этой непростой ситуации для официальных дилеров, которые смогут закупать оригинальные запчасти не только у официальных импортеров, но и у сторонних компаний. На самом деле, дилеры и до всех этих событий уже прибегали к такой практике, однако это не афишировалось. Какие-то позиции иногда ими покупались у сторонних компаний, а не у официальных дистрибьюторов. А сейчас некоторые представительства вроде бы даже разрешили дилерам использовать запчасти, купленные не у них. Причем, есть и те, кто уже позволяют использовать неоригинальные запчасти.
— А возможно ли сейчас дать более долгосрочный прогноз по рынку запчастей? Хотя бы до конца года?
— Ситуация складывается таким образом, что рынок автозапчастей из рынка потребителя будет превращаться в рынок продавца. Тоже было в конце 2020 и в начале 2021 года с рынком новых автомобилей, когда был дефицит и продавцы начали диктовать свои цены и условия покупателям. Нечто похожее, думаю, будет происходить и с рынком запчастей. До конца года на рынке автозапчастей из-за дефицита мы будем видеть рынок продавца. Те объемы, которые были до всех этих кризисных событий, так быстро компенсировать не получится. Так что цены будут расти вне зависимости от курса доллара. Потому что будут расти логистические издержки и маржинальные ожидания продавцов.