Двухколесный и четырехколесный миры всегда были близки друг к другу, но пересекались они довольно редко — если не считать компаний вроде Honda, Suzuki или BMW, выпускающие одновременно автомобили и мотоциклы.
Впрочем, даже в этих случаях они не имеют друг с другом общих деталей: уж слишком различается специфика. Существуют ли исключения? Разумеется! Собрали самые интересные примеры, когда под капотами автомобилей оказывались мотоциклетные моторы.
BMW Isetta
Изначально этот микрокар был разработан итальянской компанией Iso, производившей мотоциклетную технику. Так что двухтактный одноцилиндровый моторчик объемом 236 «кубиков» и мощностью 9,5 л.с. был позаимствован прямиком оттуда. Разгон у «Изетты» занимал долгие 30 секунд — причем не до 100 км/ч, а до 50.
Впоследствии права на машинку купила BMW, основательно ее переделала (изменения коснулись почти всех элементов) и использовала уже собственные мотоциклетные двигатели. Они были разные — от 250 см/куб и 12 л.с. до двухцилиндрового 582-кубового мотора на более крупной версии Isetta 600. Там он развивал целых 20 «лошадей» и был способен отправить машину за отметку в 100 км/ч.
Тут же отметим, что подобные машины в пятидесятые годы делали многие производители — Messerschmitt, Heinkel и так далее. В подавляющем большинстве также использовались двигатели от двухколесной техники, но именно «Изетта» считается самой известной и важной, ведь она внесла большой вклад в само существование компании BMW.
Honda S500
На автомобильную арену Honda входила в качестве уже успешной мотоциклетной компании. И начать решила ярко — сразу со спортивного родстера в британском стиле. Причем формат и дизайн были не главными фишками модели S500. Например, уже в 1963 году здесь была независимая подвеска на обеих осях, а тяга от редуктора на задние колеса передавалась при помощи цепных приводов.
И, конечно же, мотор. При объеме всего в 531 см/куб у него было четыре цилиндра, столько же карбюраторов и два распредвала! Выдавал этот двигатель, который можно было также встретить на мотоциклах и легких катерах, вроде бы скромные 44 л.с. Но с учетом крошечного размера и эпохи, в которую все это происходило, степень форсировки на самом деле была сумасшедшей. Ведь даже сегодня почти 90 сил с литра для «атмосферника» — это неплохо. Ах да, отсечка срабатывала на отметке аж 9500 оборотов в минуту, и это было еще одной причиной успеха Honda S500 и ее наследников с индексами S600 и S800.
Cooper 500
Среднемоторная компоновка встречалась среди гоночных автомобилей и раньше, но именно детище Джона Купера (того самого, что превратил Mini в «зажигалку») считается предвестником настоящей революции в автоспорте. В 1946 году Джон вместе со своим другом, Эриком Брэндоном, построил в отцовском гараже маленькую спортивную машину.
Деталей в послевоенное время не хватало, поэтому на обеих осях тут стояли передние подвески от малолитражки Fiat Topolino, а 500-кубовый моторчик JAP позаимствовали у мотоцикла. Идея разместить его позади пилота тоже оказалась вынужденной: так было проще организовать цепной привод трансмиссии и ведущих колес. Но конструкция оказалась настолько удачной, что в последующие годы автомобили Cooper стали доминирующей силой в «Формуле-3», а Джон сумел построить и продать около 300 экземпляров.
Заработанных денег хватило на переход в более крутые категории, и в 1957 году Джек Брэбэм впервые в истории «Формулы-1» выиграл гонку на среднемоторной машине — причем не абы какой этап, а Гран-при Монако. В 1959 году Брэбэм и Cooper стали чемпионами, а уже с 1960 в «Формуле-1» не осталось ни одного автомобиля с переднемоторной компоновкой.
Morgan 3-Wheeler
Кому в XXI веке может понадобиться трехколесная машина в ретро-дизайне, с деревянным каркасом кузова и висящим прямо на носу мотоциклетным мотором? Если у вас возникают такие вопросы, значит вы плохо знакомы с компанией Morgan. Британцы принципиально не меняют внешность своих машин уже добрую сотню лет, а начинали они именно с подобных трехколесников, которые выпускались до 1952 года включительно.
В 2011 году модель было решено возродить, не слишком далеко отступая от традиций. В движение новый 3-Wheeler приводится двухлитровой V-образной «двойкой» от американской компании S&S, и ее 115 сил вполне достаточно, чтобы Morgan «выезжал» из пяти секунд до сотни. Правда, в прошлом году производство таких машин было завершено, а на смену им пришли полностью электрические (но все еще трехколесные) Morgan Super 3.
BMW i3
Раз уж мы заговорили об электромобилях, необходимо упомянуть и футуристичный хэтчбек BMW i3, который покинет конвейер в ближайшем июле, с 2013 года набрав внушительный тираж почти в четверть миллиона экземпляров. За это время модель неоднократно дорабатывалась, главным образом по части емкости аккумуляторов: последние итерации оснащаются батареей на 42 кВт·ч и умеют проезжать на одной зарядке 250 км.
А вот на старте карьеры все было далеко не так радужно — лишь 22 кВт·ч и 130 км при самых удачных раскладах! Поэтому баварцы соорудили гибридную версию с бортовым генератором (он же range extender), который не был физически соединен с колесами и предназначался только для подзарядки аккумулятора.
Им стал 650-кубовый двухцилиндровый мотор от макси-скутера BMW C 650 GT, причем здесь его дефорсировали с 65 до 34 л.с. — вместо мощности требовалась максимальная экономичность. Получилось, но с оговорками: заполненный до краев 9-литровый бак добавлял к запасу хода всего около 120 км.
Campagna T-Rex
Канадцы считаются одной из самых миролюбивых наций на планете, но иногда выдают сущие безумства. Так, еще в конце 1980-х гонщик и механик Даниэль Кампанья соорудил спортивный трицикл абсолютно невообразимого вида — и обнаружил к нему интерес со стороны потенциальных клиентов. В 1994 году стартовало серийное производство. И продолжается оно до сих пор, причем без серьезных изменений концепции.
Хотя, конечно, техника Campagna T-Rex за это время эволюционировала не раз, а ассортимент различных мотоциклетных моторов включал варианты от BMW, Suzuki и Kawasaki. Самая «злая» и мощная на данный момент версия называется T-Rex RR и оснащается 1,4-литровым мотором от Kawasaki Ninja ZR-14 мощностью аж 200 л.с. — это при массе самой машины в 453 кг!
Westfield Megabusa
Идея ставить моторы от топовых спортбайков в легкие трековые машины не нова. Например, в 2000 году британская компания Westfield, делающая вариации на тему бессмертного Lotus Seven, представила модель под названием Megabusa. Как можно понять из названия, под капотом здесь очутилась рядная «четверка» 1.3 от культового Suzuki GSX1300R Hayabusa.
С массой менее полутонны и мощностью 180 л.с. это была не самая безумная версия «семерки», но точно одна из самых харизматичных: только представьте, как все это звучало, раскручиваясь до 11 тысяч оборотов в минуту!
Ariel Atom
Не автомобиль, а ярость во плоти: пара тонких «ковшей», обернутая паутиной стальных труб, поставленная на полностью регулируемые гоночные подвески, прижатая к асфальту парой мощных антикрыльев — и с 500-сильным V8, способным катапультировать отважных седоков до сотни за две секунды с копейками. Помните, как с Джереми Кларксона чуть не сдуло лицо набегающим потоком воздуха? Так вот, управлял Джезза именно «Ариэлем».
Как этот монстр относится к теме нашей подборки? Напрямую! Потому что британская компания Hartley Enterprises получила его путем «сваривания» друг с другом двух рядных «четверок» все от того же Suzuki Hayabusa. Разумеется, потребовалось немало доработок и адаптаций, но суть осталась неизменной: когда стрелка тахометра уйдет за отметку в 10 тысяч оборотов, никто не услышит ваш крик ужаса и восторга.