Проверки подозрительных автомобилей, включая такси и каршеринг, плотное общение с водителями для выявления пьяных, остановка машин с прекращенной регистрацией и оформление предписаний для удаления тонировки. Так проходят ежедневные дежурства патрулей ГИБДД.
Корреспондент Autonews.ru поработала с инспекторами всю ночь и выяснила, почему сотрудники ведут себя как психологи. И как водителям с ними общаться, чтобы быстрее отпустили. А еще поучаствовала в настоящей погоне за сбежавшим водителем, который бросил свой BMW.
Тонировка и стоп-учет: как ловят водителей-нарушителей
Мы присоединились к обычному дежурству на востоке Москвы — во время таких проверок инспекторы работают по разным схемам: на временных постах или же ездят по вверенной им территории по маршрутам. На ночную смену инспекторы заступают вечером, а домой поедут только утром.
К работе приступаем не мешкая: сотрудники один за другим останавливают заинтересовавшие их автомобили и проверяют документы. Всего работает несколько экипажей, которые рассредоточились на некотором расстоянии друг от друга. Упор делается на выявление нетрезвых водителей, отдельное внимание привлекают старые машины, каршеринг, такси и яркие дорогие иномарки, которые зачастую попадаются на тонировке.
Обращаю внимание, что у многих на плечах висят автоматы. Оказалось, что их стали чаще применять вместо пистолетов. «Сейчас обстановка напряженная, инспекторы должны быть защищены. А еще автоматы удобнее — висят на плече, 30 патронов. А пистолет еще надо из кобуры успеть достать и всего восемь патронов», — сообщил один из полицейских.
Вот сотрудники ГИБДД останавливают оранжевый Ford Mustang — за рулем недовольный молодой человек в компании с девушкой. Инспекторы протирают глухо затонированное окно со стороны водителя куском ткани и проводят замер. Прибор выявляет превышение, а инспектор начинает составлять протокол за тонировку.
Водитель объяснил, что на месте у него оторвать пленку не получится. Тогда инспекторы вместе с протоколом выписали автомобилисту предписание — в течение 10 дней ему нужно приехать в подразделение ГИБДД и показать, что тонировка снята. В противном случае, при последующей остановке автомобилисту грозит уже статья за неисполнение законных требований инспектора. По ч. 1 ст. 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции грозит штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб. или административный арест до 15 суток.
«Мы имеем право выписать такое предписание, а водителю придется после устранения тонировки приехать в подразделение ГИБДД по месту его остановки и показать, что нарушение устранено», — объяснили полицейские.
Следом также на тонировке попался водитель на белой Toyota Camry. «Ну да, тонировка, видно все чуть хуже, но солнце ярко светит, мне жарко. И это ведь тоже опасно. Почему ее надо снимать. Но ладно заплачу штраф. Я так-то вообще не нарушаю и даже не пью», — пожаловался водитель в ожидании протокола.
Третьего водителя остановили, заметив на окнах шторки. Он сразу их снял, но штраф все равно выписали. «Это как с ремнем безопасности, если водителя без него остановить, и он сразу пристегнется, это же не значит, что нарушения не было, — объяснил инспектор. — Одно из самых популярных объяснений для тонировки, что так красивее. Понять такое трудно — ведь у водителя резко падает возможность отслеживать дорожную ситуацию, особенно в дождь или туман».
Система стоп-учет: на машины без регистрации срабатывают камеры
Следом внимание одного из инспекторов привлек разбитый и обклеенный скотчем бордовый Chevrolet Lanos. Сначала подозрение вызвал сам внешний вид машины и неуверенное поведение молодого человека за рулем. А при проверке оказалось, что купил он автомобиль относительно недавно, но на себя не перерегистрировал. Прошлая владелица обратилась в ГИБДД и регистрацию прекратила. В итоге получилось, что машина у собственника есть, но без регистрации ездить на ней он права не имеет: госномера и СТС оказались в розыске.
«Водители называют такую ситуацию «Стоп-учет», — рассказал один из сотрудников. — То есть он купил машину и на чужих номерах ездит, а старый собственник платит все штрафы. В нашем случае владелец обратился в ГИБДД и регистрацию автомобиля аннулировали. Соответственно документы на машину уже недействительны. Мы снимаем госномера и забираем СТС. Ездить на такой машине, понятное дело, нельзя. Можно только катать на эвакуаторе до регистрации в ГИБДД. Свою обязанность о регистрации машины в течение 10 дней новый собственник не выполнил».
Действительно, к автомобилисту за несколько минут приехал эвакуатор и забрал машину. Важно, что это обычный гражданский погрузчик — автомобиль не отправляют в таких случаях на спецстоянку. Его просто нужно перевести в удобное место, после чего также своими силами доставить в ГИБДД на регистрацию. На первый раз водителю выписали штраф в 800 руб. Но если он не зарегистрирует машину на себя и поедет снова, его оштрафуют уже на 5 тыс. руб. или лишат прав на 3 месяца.