branding imagebranding image
РБК АВТО
УАЗ Ярослав Гронский
Подписаться на Telegram-канал

Самые необычные «Буханки»: обзор секретных модификаций

Вспоминаем самые нестандартные варианты отечественного фургона УАЗ-450/452 с более чем 60-летней историей
Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

«Буханка», пожалуй, самый уникальный отечественный автомобиль. Ни одну из существующих моделей не продержали на конвейере так долго, как первое самостоятельное детище Ульяновского автозавода. За более чем 60 лет производства у УАЗ-450/452 было множество всевозможных модификаций, предназначенных не только для развоза хлеба или службы в «скорой».

Два года назад Autonews.ru уже писал о самых необычных вариантах легендарного советского фургона, на базе которого делали снегоходы на гусеницах, военные штабы и даже авиационные стартеры для запуска двигателей реактивных самолетов. Теперь мы снова решили вспомнить и другие варианты легендарной «Буханки».

Первые прототипы «Буханки»

В начале 1955 года специалисты Ульяновского автозавода приступили к разработке малотоннажного развозного автомобиля, основанного на узлах и агрегатах внедорожника ГАЗ-69. Тогда же художник-конструктор Владимир Арямов создал ряд эскизов первой самостоятельной модели УАЗ, на базе которых было выпущено несколько опытных образцов фургона.

Фото: vk.com / uazrussia
Фото: vk.com / uazrussia

Экспериментальные машины отличались смелыми дизайнерскими решениями вроде стильной радиаторной решетки с огромной фирменной эмблемой, покатой крыши и «нарядных» колес. Прототипу даже дали прозвище «Сорока» за характерное оформление передка. Однако затем в Ульяновске изменили первоначальный вариант в пользу простоты и практичности.

«Микроавтобус-дрезина»

Одной из первых необычных версий «Буханки» стал «микроавтобус-дрезина», опытный образец которого собрали в Ульяновске в начале 1960-х. На архивных фотографиях можно увидеть автомобиль с надписью «Испытания» на лобовом стекле. Стандартные колеса машины, стоящей на рельсах, заменены железнодорожными колесными парами, как у поезда.

Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

Подобные автомобили предполагалось использовать в качестве санитарных транспортных средств, которые могли бы проехать по рельсам туда, куда бы не добралась обычная колесная техника. Однако развития проект не получил. Впрочем, некоторые современные УАЗы все же умеют вставать на рельсы. Так, у внедорожника Patriot есть специальная версия с дефектоскопическим оборудованием для проверки состояния железнодорожных путей.

«Буханка» для Крайнего Севера

В 1960-х УАЗ выпустил и специальную арктическую машину, разработанную для эксплуатации в районах Крайнего Севера. УАЗ-452АС почти два месяца испытывали в Якутии, где морозы доходят минус 50 градусов по Цельсию.

Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

От других фургонов «северный» вариант модели отличался изолированным пассажирским отсеком с повышенной термоизоляцией, который можно было прогревать до 30 градусов тепла. Кроме того, на такой «Буханке» были установлены двойные стекла, дополнительные отопители, а также автономная печка. Плюс ко всему автомобиль имел специальное медицинское оборудование для оказания экстренной помощи в сложных условиях.

«Буханка-беспилотник»

В архивах УАЗа есть фотографии тестовой версии «Буханки» с необычной надписью на кузове, предупреждающей, что автомобиль движется без водителя в кабине.

Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

«В тот момент беспилотные технологии не практиковались к применению в наземном транспорте. Но этот автомобиль действительно проходил препятствия без водителя, о чем четко оповещала надпись», — отмечает автопроизводитель. При этом на УАЗе не уточнили, каким образом осуществлялся контроль машины. Не исключено, что во время долгих утомительных ходовых испытаний на предприятии использовали приводы на радиоуправлении.

«Космический» автокемпер

А это современная версия «Буханки», на базе которой по заказу одного из зарубежных клиентов создали дом на колесах. Кабину автомобиля и кузов с полноценным жилым модулем украсили изображениями с космической тематикой.

Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

На темно-синем кемпере, получившем название «Мир», нарисованы звезды, планеты и кометы, а также Международная космическая станция и первый в истории космонавт Юрий Гагарин. Такую «Буханку» отправили в Европу, где подобные автодома на базе отечественных вездеходов пользуются популярностью и стоят приличных денег.