branding imagebranding image
РБК АВТО
Рынок Мария Колесова
Подписаться на Telegram-канал

«Про РРЦ забудьте». Хаос на авторынке продолжается

Минимальные остатки на складах, отказ в продаже без трейд-ина и гигантские наценки — премиум-сегмент авторынка погрузился в турбулентность
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

По итогам апреля российский авторынок продемонстрировал драматичное падение продаж. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в России было продано на 78,5% меньше автомобилей. Столь серьезного обвала в новейшей истории страны еще не было. Даже в период самоизоляции, в апреле 2020, когда салоны были закрыты, а продажи осуществлялись только онлайн, снижение составило 72,4%.

Причина столь резкого падения продаж — дефицит. Поступление новых автомобилей в Россию резко снизилась, продолжает простаивать большинство производств на территории РФ. Особенно остро нехватка машин отражается на сегменте премиальных автомобилей.

Нет старой — не будет и новой

Менеджер по продажам одного из автосалонов Audi рассказал корреспонденту Autonews.ru, что количество машин в наличии снижается каждый день, а прогнозировать поступление новых сейчас не представляется возможным.

Фото: Shutterstock Новости 11 мая 2022 Продажи новых автомобилей в России упали на 78,5%
Фото: Toyota Цены 11 мая 2022 Дороже в два раза: сравниваем цены на машины у нас и за границей

«Например на данный момент уже нет модели A7 Sportback. Да и седанов A6 осталось лишь несколько экземпляров, а цена на них варьируется от 6 до 9 млн руб. в зависимости от комплектации», — пояснил продавец.

Правда менеджер тут же отметил, что названные им цены — это стоимость со скидками. По его словам, эти машины в первую очередь будут продаваться тем клиентам, которые сдают свой автомобиль в трейд-ин. «Без трейд-ина цена будет выше, но конкретную стоимость я сейчас не назову. Подъезжайте, поговорим. Все обсуждаемо», — подытожил консультант.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Менеджер другого крупного дилера, который продает машины всех трех немецких премиальных марок, заявил, что количество автомобилей в наличии уменьшается с каждым днем.

Впрочем, некоторые модели, которые еще пару недель назад предлагались с большой наценкой, сегодня размещаются на площадках онлайн-объявлений со скидками. Так BMW 320i, который еще три недели назад оценивался в 5,4 млн руб., сегодня можно приобрести за 4,2 млн.

Однако менеджер объяснил, что эту машину «вряд ли отдадут» без трейд-ина. Как и любую другую. «Поймите, новые машины не поступают, а нам нужно что-то реализовывать в дальнейшем. Поэтому трейд-ин для автосалона в приоритете», — рассказал специалист по продажам.

Он также отметил, что некоторые клиенты покупают недорогие автомобили с пробегом только ради получения скидки за трейд-ин. Однако уточнил, что конкретную марку и модель машины для трейд-ина все же «лучше обговорить со специалистами из отдела продаж автомобилей с пробегом».

По его словам, «откровенно уставшие и неликвидные автомобили не заинтересуют, да и оценка таких автомобилей будет значительно ниже рыночной стоимости». При этом скидка за сам трейд-ин отличаться не будет.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Примерно с таким же подходом сейчас продаются и Mercedes-Benz. «У нас сейчас всего два седана E-класса по цене от 6 млн руб. Будут ли новые автомобили — непонятно. Завод простаивает, о возобновлении производства пока информации нет», — подытожил менеджер.

Плохое отношение

По словам эксперта по подбору автомобилей и автора YouTube-канала «Машков» Дмитрия Машкова, ситуация с премиальными моделями действительно непростая. «Если мы говорим о немецкой тройке в лице Audi, BMW и Mercedes, то сейчас менеджеры по продажам говорят, что запаса машин осталось на 2-4 месяца при текущих темпах продаж. То есть к сентябрю или октябрю машин уже не будет. Конечно, это не самая точная аналитика, а всего лишь оценка самих продавцов, но доля правды в этом есть. Возможно, кто-то реализует все свои запасы раньше, а кто-то будет продавать остатки до конца года», — рассказывает эксперт.

Он также отмечает, что похожая ситуация была и до приостановки деятельности автоконцернов. По словам специалиста, отношение представительств и центральных офисов автокомпаний к российским дилерам было «откровенно плохое» и до февральских событий.

«Они прямо заявляли, что российский рынок не является приоритетным. И на фоне дефицита полупроводников они в первую очередь будут насыщать европейский, американский и некоторые другие рынки, и только после этого думать о российских покупателях», — пояснил Дмитрий Машков.

Эксперт также затрудняется давать какой-то прогноз по ценам на премиальные модели, но отмечает, что аудиторию, которая покупает автомобили премиум-сегмента, рост цен беспокоит не так сильно, как покупателей масс-маркета.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

«Поймите, у кого есть средства на покупку дорогого автомобиля, они могут смотреть их не только у официальных дилеров, но и привезти себе из-за границы. Тем более, что сейчас параллельный импорт вновь разрешен. Большие и дорогие модели вроде Audi Q8 или BMW X7 в любом случае будут привозить, даже если они здесь закончатся. Поэтому я бы со скепсисом относился к рассказам менеджеров, что машины в дальнейшем дешеветь не будут. Если спрос будет падать, то и предложения с их стороны будут куда более привлекательными, чем сейчас», — рассказывает Дмитрий Машков.

Кто виноват

Дмитрий Машков отмечает, что цифры на ценниках сейчас имеют мало общего с реальными сделками. Даже если формально ценники перепишут, не факт, что машины будут передавать покупателям по такой стоимости.

Машков говорит, что похожая ситуация сейчас складывается и в сегменте масс-маркета.

«Нам весь 2021 год рассказывали, что есть серьезный дефицит машин из-за нехватки полупроводников. А сейчас выясняется, что дилеры продают массовые автомобили вроде Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Skoda Rapid как раз 2021 года выпуска. Причем, практически на любой вкус. Есть выбор и по комплектациям, и по цветам», — сокрушается эксперт.

Специалист также рассказывает, что часть ответственности за необоснованное повышение цен лежит и на самих представительствах, а не только на дилерах и производителях. «Например, завод Volkswagen в Калуге в феврале-марте выпустил достаточно крупную партию Rapid, но российский офис отгрузку машин дилерам поставил на стоп. Автомобили просто-напросто не отдавали автосалонам, а спустя три недели возобновили их передачу официальным продавцам, но уже по совершенно другим ценам. Чуть ли не на 25% дороже», — пояснил Дмитрий Машков.

По его словам, затем уже сами дилеры «накрутили к этой стоимости свою маржу». Именно по этой причине конечная стоимость даже локализованных автомобилей резко подскочила для конечных потребителей.

«Про понятие РРЦ забудьте. Машины будут продавать по такой цене, по которой ее будет готов купить клиент. Ориентироваться на какие-то рекомендации уже никто не будет», — подытоживает эксперт.