16 мая мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столичный завод Renault переходит в собственность города и в ближайшем будущем на нем наладят выпуск автомобилей под возрожденной маркой «Москвич». Что это будут за машины, сейчас непонятно: Собянин лишь анонсировал, что на первом этапе ими станут классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобили. Разбираемся, как может выглядеть линейка внезапно воскресшего «Москвича».
Но для начала необходимо прояснить два важных момента.
Во-первых, права на марку «Москвич» еще с 2015 года принадлежат ЗАО «Рено Россия» — той же самой компании, которая владела и заводом в Печатниках, а теперь перешла в собственность правительства Москвы. Однако как минимум до 2021 года экспортным брендом Aleko, а также старым логотипом МЗМА, владел концерн Volkswagen. Продлевались ли эти права на дальнейшие сроки, неизвестно, но с юридической точки зрения проблем с выпуском и продажей «Москвичей» возникнуть не должно.
Второй момент связан с дефицитом полупроводников и импортных комплектующих. В текущих реалиях большие проблемы с выпуском автомобилей возникли даже у «АвтоВАЗа», который фактически может производить только классический внедорожник Niva Legend и самые простые версии «Гранты» — и то ограниченными партиями.
Как и когда заработают одобренные Минпромторгом схемы «параллельного импорта», пока непонятно. И нужно держать в уме, что всем планам относительно новых «Москвичей» может помешать банальное отсутствие деталей. Но если эту проблему удастся решить, на российских дорогах могут оказаться вот такие модели.
Duster, Kaptur, Arkana
Самый простой и очевидный вариант — продолжить делать на московском заводе то, что там выпускалось до смены вывески. А это троица кроссоверов-бестселлеров от Renault: Duster, Kaptur и Arkana. Они построены на общей платформе Global Access, которая, в свою очередь, является глубокой модернизацией старой доброй «тележки» B0.
Но самое важное то, что техника долго и вдумчиво адаптировалась под российские условия, а Arkana вообще создавалась именно для нашей страны. Это означает как высокий уровень локализации (впереди только Lada), так и хорошее знакомство российских инженеров с особенностями конструкции. Иными словами, они относительно легко смогут что-то изменить или упростить, не ударив по качеству финального продукта.
Можно ожидать, что линейка силовых агрегатов существенно сократится: в России производится только атмосферный двигатель 1.6, а вот все остальные моторы — импортные. Это и дизель 1.5, и двухлитровый «атмосферник», и турбомотор 1.3, совместно разработанный с Mercedes-Benz. Автоматические коробки передач, вариатор Jatco и муфта подключения задней оси также поставлялись из-за рубежа. Таким образом, если не будут найдены альтернативные решения, гипотетические кроссоверы «Москвич» могут оказаться только переднеприводными и с механикой.
Примечание: уже после написания этого текста стало известно, что выпуск Renault Duster может продолжиться под маркой Lada, причем наладить его собираются в Тольятти, а сборка Kaptur и Arkana будет прекращена. Такой сценарий выглядит не слишком логично, ведь он означает расходы на переналадку производства сразу на двух заводах. Но многое может встать на места, когда появится информация о том, какими будут новые «Москвичи».
Новые Logan и Sandero
В последние годы московский завод Renault занимался исключительно кроссоверами, а производство бюджетных легковушек велось на мощностях Lada в Тольятти. В начале 2022 года планировалось, что уже летом там начнут выпускать Logan и Sandero нового поколения: тестовые прототипы не раз попадали в объективы шпионов, а на конвейере собрали несколько пробных образцов.
Примечательно, что российские версии должны заметно отличаться от зарубежных родственников — румынской Dacia Logan и турецкого Renault Taliant. В первую очередь дело касается дизайна: например, для нас разработана собственная передняя часть с «двухэтажной» оптикой. Что же до техники, то запуск нового «Логана» открыл бы новую страницу для всего отечественного автопрома, ведь построена машина на современной глобальной платформе CMF-B, не имеющей почти ничего общего с B0/Global Access.