Когда-то продукция этих марок была мечтой автомобильных энтузиастов XX века. Но по разным причинам и в разное время все эти компании закрылись — только чтобы возродиться уже в нашу эпоху. Казалось бы, зачем поднимать из глубин десятилетий полузабытые бренды? Суть состоит в этом самом «полу»: историческое наследие в любом случае привлекает к проекту тот интерес, на который «безымянные» стартапы вряд ли могут рассчитывать. Даже если сами машины абсолютно не похожи на своих предков из прошлого.
Delage
Одна из старейших автомобильных марок планеты была основана в пригороде Парижа в 1905 году. Первые модели сегодня назвали бы городскими малолитражками, но тогда для них существовал прелестный французский термин voiturette. Несмотря на скромную мощность, автомобили Delage сразу же начали участвовать в гонках и добиваться побед — сначала внутри своего класса, а потом и в общем зачете таких крупных соревнований, как европейские Гран-при или 500 миль Индианаполиса.
Впоследствии основные успехи Delage были связаны именно с автоспортом, но и про дорожные машины французы не забывали. Главной из них стала роскошная модель Delage D6 с трехлитровым шестицилиндровым мотором, которая продержалась на конвейере почти четверть века — с 1930 по 1953 год. Однако случилось это не от хорошей жизни: после Второй мировой войны компания так и не смогла оправиться от финансовых потерь и прекратила существование в том же 1953-м.
А в 2020 году состоялось неожиданное возрождение: французский предприниматель Лорен Тапи перезапустил марку и сразу явил миру новую модель — гибридный гиперкар Delage D12. Глаза вас не обманывают: по сути это действительно гоночный автомобиль, допущенный на дороги общего пользования.
Силовая установка состоит из 7,6-литрового атмосферного V12 мощностью от 990 л.с., которому аккомпанирует 110-сильный электромотор. До сотни Delage D12 должен разгоняться всего за 2,5 с, до 200 км/ч — за 6,5. Ходовые испытания идут на всю катушку (например, потенциальных клиентов уже катали во время Гран-при Майами «Формулы-1»), а поставки серийных экземпляров должны начаться в следующем году. Всего сделают ровно 30 гиперкаров ценой как минимум по 2 млн евро.
Hispano-Suiza номер один
Феномен автомобилей Rolls-Royce заключается в том, что на протяжении ста с лишним лет марке удается удерживать репутацию одной из лучших на планете — если не лучшей вообще. Однако в первой половине XX века у них хватало серьезных конкурентов, и одним из них была Hispano-Suiza с весьма запутанной генеалогией.
Название переводится как «Испано-Швейцарский», потому что основатели происходили из этих двух стран. При этом фабрики Hispano-Suiza располагались в Испании, Франции и даже Аргентине, а бизнес по производству ультрароскошных автомобилей, подчас затмевавших те самые Rolls-Royce, в итоге угас и распался на две ветки. Испанская прошла через производство авиационных двигателей, станков, оружия и поучаствовала в основании фирмы SEAT, а французская после войны занялась аэрокосмическими технологиями и растворилась в концерне Safran.
Весной 2019 года Hispano-Suiza вернулась: на подмостках Женевского автосалона сверкало удивительное купе в стиле неоретро, явно созданное по мотивам уникальной модели H6B Dubonnet Xenia 1938 года. Та машина была построена в единственном экземпляре для гонщика Андре Дюбонне, а названа в честь его безвременно усопшей жены. Новинку же нарекли Carmen — в честь матери Мигеля Матеу, основателя новой компании. А Кармен, в свою очередь, приходилась внучкой Дамиану Матеу, стоявшему у истоков оригинальной Hispano-Suiza.
Что же до самой машины, то под карбоновой ретро-оболочкой и дорогущими материалами отделки скрываются современные технологии. Клиентам предложен электрический суперкар мощностью 1020 л.с., набирающий сотню за 2,9 секунды — это в стандартной версии.
А ведь есть еще и исполнение Boulogne — одновременно облегченное на 60 кг, форсированное на 94 силы и скинувшее три десятых в разгоне. Таких сделают всего пять штук, еще 19 Hispano-Suiza Carmen будут «базовыми», а цены начинаются от 1,5 млн евро. И кстати, проект более чем реален: поставки первых экземпляров клиентам уже начались.
Hispano-Suiza номер два
Два направления, на которые разделилась Hispano-Suiza в середине прошлого века, удивительным образом отзеркалились в нашем времени. Потому что сейчас существует сразу две таких компании, не имеющих друг с другом ничего общего! С испанской версией разобрались, а вот история швейцарской, взывающей к наследию главного инженера Марка Биркигта, выглядит более запутанной.
Дело в том, что на рубеже тысячелетий французский концерн Safran «дал погонять» права на Hispano-Suiza испанской конторе Mazel Engineering. Та построила два концептуальных купе, гоночное и дорожное, задумала еще и роскошный седан — но на этом дело закончилось.
В 2010 году бывший дизайнер Audi Эрвин Химмель зарегистрировал в Швейцарии компанию Hispano-Suiza Automobile Manufaktur и сразу же представил новую модель XIOV V10, по сути представлявшую собой Audi R8 в кастомном обвесе. Клиентов на эту штуковину по цене в 750 тыс. евро почему-то не нашлось, зато активизировались официальные правообладатели из Safran, которые подали на Химмеля в суд.
А тот вынес занятный вердикт: да, название использовано незаконно, но и Safran, ввиду давнего отсутствия автомобильной активности, прав тоже не имеет. Иными словами, бренд Hispano-Suiza был признан «плохо лежащим», и этот факт подстегнул как испанскую фирму, так и швейцарскую.
В итоге получилось, что нынешней весной обе объявили о старте производства серийных моделей. Компания Эрвина Химмеля сохранила идею бензинового гиперкара, по-прежнему основанного на агрегатах Audi. Подробной информации о том, по-прежнему ли это именно переодетая R8, или шасси все-таки создано самостоятельно, швейцарская Hispano-Suiza не предоставляет. Однако доподлинно известно, что двигатель V10, расточенный с 5,2 до 5,5 л, родом из Ингольштадта.