На днях глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что перспективные модели «АвтоВАЗа» будут основаны на российских платформах без использования зарубежных разработок. Судя по всему, это означает отказ как от хорошо знакомой платформы B0, так и от новой архитектуры CMF-B, которая должна была стать базой для всех грядущих автомобилей Lada. Ведь и то, и другое — детища компании Renault.
Также из слов Мантурова можно сделать еще один вывод: оригинальная платформа «Весты», которую собирались отправить в архив ради унификации с Renault и Dacia, останется в производстве. Да и семейство Granta может задержаться на конвейере на неопределенный срок — хотя принципиально новая замена должна была появиться уже в 2023 году.
А ведь построена «Гранта» на глубоко модернизированной платформе ВАЗ-2108, которую начали проектировать еще в семидесятых, а в серию запустили в 1984 году! Впрочем, подобные примеры не редкость даже по мировым меркам: в основе многих современных легковушек лежат платформы, разработанные несколько десятилетий назад. Абстрагируясь от очевидных вариантов вроде Suzuki Jimny или нашей «Нивы», разбираем самые интересные случаи.
Iran Khodro Samand — Peugeot 405
Выводя на рынок изящный седан 405 с дизайном от Pininfarina, французы вряд ли предполагали, что 35 лет спустя его все еще будут выпускать — причем в Иране, который уже тогда находился под санкциями. Нет, машина-то получилась удачной: гражданские версии хвалили за комфорт и управляемость, гоночные стали легендой ралли «Париж-Дакар», но такое долгожительство в планы Peugeot точно не входило.
Тем не менее, «четыреста пятый» до сих пор в строю. Лицензионная сборка на заводе Iran Khodro в Тегеране началась в 1992 году, в двухтысячном седан получил рестайлинг в стиле модели 406 (той самой, из фильма «Такси»), чуть позже был переименован в Peugeot Pars, да так и продолжает сходить с конвейера.
Тогда же, в начале тысячелетия, иранцы сделали и свой собственный седан по имени Samand. По технике это был почти тот же самый Peugeot, но с другим кузовом и оригинальным интерьером. Эта машина даже продавалась в России (правда, без особых успехов) и до сих пор находится в производстве, пережив несколько обновлений.
Примечательно, что у Iran Khodro есть и более свежие модели — например, Tara на базе современного Peugeot 301. Но отказываться от проверенного наследия «четыреста пятого», похоже, пока никто не собирается.
Maruti Suzuki Alto
Индийцам тоже близок принцип «не чини то, что не сломано». К примеру, на протяжении целых 48 лет здесь практически без изменений выпускался седанчик Hindustan Ambassador — лицензионная копия британского Morris Oxford. Начали его делать еще в 1956 году, а закончили только в 2014! Чтобы вы понимали, это примерно как если бы «Москвич-407» дожил до дебюта Lada Vesta.
За свою неправдоподобно долгую жизнь старичок нашел почти миллион владельцев, но в итоге все-таки отправился на заслуженный отдых. Впрочем, без идеологического наследника «Амбассадор» не остался: им с натяжкой можно считать компактный хэтч Maruti Suzuki Alto.
Первое поколение без радикальных апдейтов продержалось на конвейере с 1983 по 2014 год, а второе появилось в 2000 году. И выпускается до сих пор.
Правда, в 2012 году дебютировал официально «третий» индийский Alto, но раз мы говорим именно о платформах, то давайте считать его разновидностью «второго», ведь техническая основа осталась прежней. А она, в свою очередь, дебютировала в Японии еще в 1998 году — то есть этой архитектуре уже почти четверть века. Для сравнения, в Стране восходящего солнца эта «тележка» не используется уже 10 лет, а сама модель Alto сменила поколение семь раз против двух индийских.
Volkswagen Gol