Управляемость автомобиля, комфорт и безопасность передвижения напрямую зависят от качества и состояния сайлентблоков.
Что такое сайлентблок
Сайлентблок — это шарнир, который предназначен главным образом для уменьшения вибраций и смягчения толчков, передающихся на кузов и в салон автомобиля. Собственно, «silent block» и переводится с английского как «тихий блок». Сайлентблоки, применяемые в ходовой части, отвечают также за сохранение оптимальной траектории перемещения колес, что напрямую влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения особенно в ситуации, когда требуется выполнить резкий маневр.
Конструктивно сайлентблок состоит как правило из двух металлических втулок (обойм), прочно соединенных с проставкой из демпфирующего материала, в качестве которого применяется резина или полиуретан. Сайлентблоки устанавливаются:
- В рычагах передней и задней подвески.
- В качестве втулок стабилизаторов поперечной устойчивости.
- В качестве узлов крепления амортизаторов, двигателя и компонентов трансмиссии.
Виды сайлентблоков
В зависимости от особенностей конструкции различают несколько видов сайлентблоков:
- Классический с цельной демпфирующей проставкой, двумя или одной (чаще внутренней) втулками.
- С технологическими полостями в резиновой проставке для оптимальной работы рычага подвески на кручение.
- Сайлентблоки с крепежными проушинами (их часто выполняют несимметричными) вместо втулок под болт.
- Плавающие, являющиеся близкими родственниками шаровых опор, обеспечивают бОльшую подвижность соединяемых деталей и лучшую плавность хода. Такие сайлентблоки как правило используются в поворотных кулаках ступиц, но встречаются и в рычагах подвески.
Достоинства и недостатки резиновых и полиуретановых сайлентблоков
По типу материала, из которого изготовлена демпфирующая проставка, различают резиновые и полиуретановые сайлентблоки. У каждого из них имеются свои достоинства и недостатки.
Резиновые сайлентблоки
Классические, проверенные временем сайлентблоки устанавливаются на моделях, которые сходят с конвейеров автозаводов. К числу достоинств таких шарниров можно отнести:
- Невысокую стоимость.
- Способность работать в больших амплитудах деформации и обеспечить лучшую плавность хода.
Среди «минусов»:
- Не самая высокая устойчивость к низким температурам и воздействию масел, топлива, антигололедных реагентов.
Полиуретановые сайлентблоки
Этот тип сайлентблоков пришел из автоспорта, где в приоритете управляемость, которая напрямую связана с жесткостью шарнира. Соответственно, установка полиуретановых сайлентблоков на обычный автомобиль дает достаточно контрастный эффект. На «плюсовой» чаше весов:
- Улучшение управляемости, ощутимое в экстремальных режимах при условии замены всех сайлетблоков на полиуретановые.
- Высокая устойчивость полиуретановых сайлентблоков к ударным и вибронагрузкам, перепадам температур и воздействию химикатов.
- Увеличение ресурса шарниров до пяти раз относительно резиновых сайлентблоков, но лишь при строгом соблюдении правил установки.
В любом случае, на «минусовой» чаше весов окажутся:
- Увеличение жесткости подвески, которое становится еще более выраженным при минусовых температурах.
- Заметно бОльшая цена полиуретановых сайлентблоков относительно резиновых аналогов.
Срок эксплуатации сайлентблоков
100 000 км — таков средний срок эксплуатации сайлентблоков ходовой части. Но это в идеальных условиях. Российские дорожно-климатические реалии диктуют необходимость проверки таких шарниров при вдвое меньшем пробеге. Особенно это касается регионов с экстремально холодными зимами и большой амплитудой перепадов температур, таких как Якутия.