По правде говоря, идея этого репортажа была диаметрально противоположной. На фоне дефицита новых автомобилей в России, из-за которого дилеры «прикручивают» астрономические суммы к официальным прайс-листам, мы решили посмотреть на этот дефицит своими глазами.
Ездить по автосалонам сейчас бессмысленно: машин в витринах хватает, чтобы не рисовать клиентам совсем уж безрадостные картины. Другое дело — таможенные терминалы и распределительные центры, откуда машины доставляются дилерам. Там-то сейчас точно должно быть шаром покати, верно? Вот за фотографиями абсолютно пустых гигантских парковок мы и отправились — но обнаружили их забитыми до отказа.
Как мы оценивали количество автомобилей
Каждая из площадок видна со спутниковых снимков на картах «Яндекса» и Google. Старые снимки датированы 2021 и 2020 годами, но принципиальная конфигурация парковок не поменялась. Методика подсчета проста, но достаточно точна: берем количество автомобилей, стоящих в одном ряду на снимке, далее считаем ряды в определенном сегменте территории и экстраполируем результат по всей площади. Это приблизительные прикидки с отклонением не более 10-15%, то есть общую картину можно представить довольно точно. Сами же площадки хорошо просматриваются из конца в конец: хорошо видно, что сейчас они забиты полностью или почти полностью.
Прежде чем перейти к деталям, необходимо сделать важную оговорку. На фотографиях — не хранилища, а именно логистические хабы, через которые идет постоянный поток грузов. Они не принадлежат конкретным автомобильным концернам, поэтому их наполнение может (и должно) заметно меняться за несколько недель или даже дней: пришла партия, разобралась по автовозам — принимайте следующую.
Однако примерные подсчеты показывают, что прямо сейчас в четырех подмосковных терминалах сосредоточено около 30 тыс. автомобилей — притом, что по всей стране за минувший апрель было продано 32 706 машин. И это мы не считаем склады в других регионах России, а также запасы в распоряжении конечных дилеров. Иными словами, хорошая новость заключается в том, что ужасающего дефицита пока не наблюдается. Плохая — не наблюдается и особого выбора.
Geely вместо Mercedes-Benz
Первая из посещенных площадок в основном используется холдингом «Авилон» и логистическим подразделением Mercedes-Benz. Когда-то здесь можно было увидеть сотни и тысячи премиальных автомобилей в заводской упаковке — причем не только с трехлучевой звездой. Некоторое количество «Мерседесов» остается и сейчас, но они — лишь капля в огромном китайском море.
Абсолютное большинство площади оккупировано кроссоверами Geely — больше всего здесь компактных Coolray, но хватает и старших «Атласов». Посмотрите на спутниковый снимок: красным выделена территория, полностью занятая «китайцами», зеленым — автомобилями других брендов.
По приблизительной оценке, речь идет как минимум о трех тысячах новых Geely, ждущих отгрузки дилерам. Это половина от всего объема автомобилей, которые компания смогла реализовать в России с января по апрель 2022 года, то есть этой партии должно хватить как минимум на пару месяцев. Даже без учета дилерских складов. А если рынок продолжит рекордное падение, то на площадке сейчас стоит чуть ли не годовой запас Geely: в апреле бренд смог реализовать только 433 автомобиля.
Списанный каршеринг вместо калейдоскопа марок
Второй объект когда-то был основным складом крупного мультибрендового холдинга Major Auto, а теперь площадка вместимостью около 8 тыс. машин забита списанным каршерингом «Яндекс.Драйва». В основном это бюджетные «Поло», «Рапиды» и «Солярисы», хотя попадаются и премиальные Genesis G70. Среди всего этого виднеется несколько обгорелых остовов, а похвально бдительная охрана сама рассекает по территории на каршеринговом Volkswagen.
Вперемешку с обклеенными автомобилями общего пользования стоят девственно белые Renault Logan и Sandero. Непонятно, ждет ли их та же участь, или эти экземпляры предназначены для поставок клиентам. Также встречаются редкие вкрапления новых кроссоверов Chery, которые в парке «Яндекса» пока не замечены. В целом, все это больше напоминает автомобильное кладбище, чем действующий терминал — и усиливают впечатление десятки больших автовозов, простаивающих без дела.
«Раньше-то здесь было практически все, что можно встретить в салонах, — рассказывает общительный охранник. — Картина начала меняться в пандемийную эпоху, а теперь все, что появляется, везут напрямую к дилерам: смысл в площадке-накопителе отпал. С другой стороны, в 2014 году тут вообще практически не было машин, так что хоть какое-то разнообразие».
Kia на любой вкус и цвет