branding imagebranding image
РБК АВТО
Репортаж Михаил Конончук
Подписаться на Telegram-канал

Что происходит на автомобильных заводах в Калуге. Репортаж Autonews

Корреспондент Autonews.ru побывал на российских фабриках Volkswagen и Peugeot-Citroen, чтобы выяснить, остались ли там запасы автомобилей, когда может возобновиться производство и какие настроения царят в коллективах
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Мы продолжаем цикл репортажей, призванных добавить деталей к хаотичной картине российского автомобильного рынка. В прошлой серии корреспондент Autonews.ru побывал на крупнейших логистических площадках Подмосковья, обнаружив там десятки тысяч новых Haval и Geely, а также крупную поставку Kia калининградской сборки.

Теперь в центре внимания оказались автомобильные заводы Калужской области. В первую очередь речь идет о площадке Volkswagen Group, хотя от визита на фабрику «ПСМА Рус», выпускающую Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, мы отказываться не стали.

Задача проста: посмотреть, сколько машин осталось на складах готовой продукции, пообщаться с сотрудниками и попытаться спрогнозировать сценарий на ближайшие несколько месяцев. В перспективе из этих кусочков мозаики должна сложиться общая картина, которая подтвердит или опровергнет заявления официальных дилеров и представительств.

Volkswagen и Skoda: последние запасы до конца года

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Перед главной проходной завода «Фольксваген Груп Рус» припарковано несколько десятков машин, на которых приехали сотрудники. Можно подумать, что за забором идет активная жизнь, но производство полностью остановлено — весь задействованный персонал занимается поддержанием оборудования в надлежащем состоянии. В конце мая стало известно, что сборка не возобновится в обозримом будущем, и местные эту информацию подтверждают.

Фото: Autonews.ru Рынок 30 мая 2022 Дефицит автомобилей в России: репортаж с площадок с новыми машинами
Фото: Shutterstock Статистика продаж автомобилей 6 июня 2022 Продажи новых автомобилей в России рухнули на 83,5%

«До конца года точно простаиваем, тут просто нечего и не из чего собирать, — комментирует один из собеседников. — Многие уже нашли работу по совместительству: 2/3 оклада, которые нам продолжают платить, это хорошо. Но ведь у многих дети, ипотека, надо как-то с этим разбираться. При этом настроения в целом позитивные: кого-то продолжают возить в Москву на обучение и аттестацию — значит, компания вкладывается в людей и верит, что все в итоге наладится. Нет ощущения, будто нас собираются закрыть и бросить».

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

А что с запасами? Спутниковые снимки показывают, что на складах готовой продукции может одновременно храниться приблизительно 10-12 тыс. автомобилей. Сейчас эта территория заполнена где-то на треть: на карте мы обвели те части, где стоят машины, и для понимания масштабов их легко соотнести с фотографиями.

Фото: Yandex
Фото: Yandex

Как мы считали автомобили

Детализация спутниковых снимков на картах Яндекса и Google позволяет посчитать количество автомобилей в одном ряду, затем умножить этот результат на число рядов в каком-либо секторе и экстраполировать результат по всей площади. Затем мы берем актуальную ситуацию, которую видели своими глазами, и соотносим реально заполненные площади со спутниковыми снимками. Это не гарантирует абсолютно точный результат, но возможное отклонение не превышает 10-15%, то есть оценить общую картину можно вполне достоверно.

Самая «густонаселенная» площадка почти целиком состоит из Volkswagen Polo и Skoda Rapid — их здесь суммарно около 2,5 тыс. Не очень похоже на дефицит? Но давайте посмотрим шире. На официальном сайте Volkswagen раздел «Автомобили в наличии» предлагает 1336 экземпляров Polo (да, мы сосчитали). Это те машины, которые физически есть у дилеров по всей стране. Давайте оптимистично предположим, что еще столько же — в пути, на разных этапах логистики. Схожая картина должна быть и у Skoda Rapid: два лифтбека-близнеца исторически демонстрируют близкие результаты продаж.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

При самых позитивных раскладах получается так: 2,5 тыс. у дилеров, столько же в пути и еще столько же на заводе. Если мы правы, то в России есть около 7,5-8 тыс. «Поло» и «Рапидов», которые еще можно продать. При этом, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по май этого года было продано 14 835 лифтбеков обоих брендов, из них 841 — только в мае.

То есть имеющихся автомобилей еле-еле хватит для поддержания даже такого темпа: дилерам придется «размазывать» остатки как минимум до конца года. И если вдруг конвейер заработает прямо в январе, то от начала производства до выдачи машин клиентам тоже пройдет не меньше месяца.

Фото: Volkswagen
Фото: Volkswagen

Как ни парадоксально, на этом фоне продавцы не спешат взвинчивать цены. Месяц назад представительство Volkswagen опубликовало обновленный прайс-лист, где Polo подорожал сразу на 37-58% — РРЦ базовой версии теперь составляет 1 620 900 руб. При этом в наличии у дилеров до сих пор есть несколько машин стоимостью 1,3-1,6 млн руб., и это с учетом дополнительного оборудования! В одном из салонов нам пояснили, что эти экземпляры были закуплены еще по старой стоимости, а руководство решило не извлекать из них дополнительную выгоду.

Тем не менее, дальнейших скидок ожидать не стоит. По мере истощения запасов дилерам придется замедлять продажи, а следовательно — повышать цены. И вот еще один вывод, который следует из наших подсчетов и наблюдений: итоговые тиражи Polo и Rapid к концу года вряд ли превысят 25 тыс. экземпляров. Для сравнения, в 2021 году было продано более 88 тыс. машин.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

При этом кроссовер Haval Jolion с января по май разошелся тиражом в 4,4 тыс., и еще не менее 5 тыс. экземпляров было замечено в подмосковном логистическом терминале. Плюс дилерские склады, плюс тульский завод Haval… Кажется, у этого «китайца» есть шанс опередить два российских бестселлера вместе взятых.

Что еще удалось увидеть? Кроссоверы Volkswagen Tiguan, которые также выпускались в Калуге, практически иссякли: речь идет о 20-30 экземплярах. Зато на краю парковки нашлось 150-200 Skoda Kodiaq и даже несколько крупных Audi — Q7, Q8 и A6. Разумеется, собраны они не здесь, а приехали по железной дороге для переброски в близлежащие регионы.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Общее же впечатление сформировалось такое. Возможности «напечатать» новые автомобили у концерна Volkswagen не будет как минимум до конца года, но имеющихся запасов должно хватить, чтобы не обрушить статистику продаж «в ноль». И похоже, что компания твердо намерена оставаться в России столько, сколько это будет возможно. Но тут, как и со всеми последними событиями, следует сделать ремарку: если вдруг не случится что-нибудь неожиданное.

Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi: тишина и неопределенность

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Визит на вторую сборочную площадку в Калужской области носил скорее факультативный характер, ведь с января по май совокупные продажи всех четырех марок, расквартированных там, составили 9992 автомобиля — это меньше 4% от общего объема рынка. Причем 6984 экземпляра пришлось на кроссоверы и внедорожники Mitsubishi, а статистика по Peugeot, Citroen и Opel ведется с учетом коммерческой техники.

Что происходит на автомобильных заводах в Калуге. Репортаж Autonews

Вот и скромный склад вместимостью около 2,5 тыс. машин не балует разнообразием. Основное пространство занимают французские «каблучки» и микроавтобусы всех мастей, есть сотни три внедорожников Mitsubishi Pajero Sport, щепотка кроссоверов Outlander, да одинокий седан Citroen C4. Всего, на глазок, готовыми машинами здесь занята примерно половина общей площади.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Тишина и возле главной проходной. Автомобилей сотрудников здесь припарковано в несколько раз меньше, чем на «Фольксвагене», сотрудники появляются редко, а общаются неохотно. 30 апреля фабрику отправили в «плановый» простой, который должен был состояться позже по ходу года. Заканчивается он 6 июня, но в российском представительстве Peugeot нам твердо заявили, что производство не начнется в ближайшее время. Можно предположить, что выход персонала на работу будут раз за разом откладывать.

«Люди очень хотят работать, — поделился с корреспондентом Autonews.ru один из сотрудников завода. — Надеемся, что скоро вернемся на свои места и что-нибудь начнем собирать, но пока никому ничего не говорят, информации крайне мало. Но если производство возобновится, то это скорее будут вэны и коммерческие модели, а вот Mitsubishi — вряд ли».

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Главным же сюрпризом стало появление новенького Peugeot 308, который вышел в финал конкурса «Европейский автомобиль года». Видимо, его ввезли сюда чисто из интереса: никаких намеков на возможность продаж в России французы не давали, предыдущий 308 покинул наш рынок еще в 2018 году, а с нынешним ценообразованием новинка стоила бы как два чугунных моста. Увы, познакомиться с «единорогом» поближе не удалось. Белый хэтчбек на калужских номерах выкатился с территории завода, а его водитель в ответ на просьбу выделить пару минут просто нажал на газ и скрылся за перегибом дороги.

Что происходит на автомобильных заводах в Калуге. Репортаж Autonews