Мы продолжаем цикл репортажей, призванных добавить деталей к хаотичной картине российского автомобильного рынка. В прошлой серии корреспондент Autonews.ru побывал на крупнейших логистических площадках Подмосковья, обнаружив там десятки тысяч новых Haval и Geely, а также крупную поставку Kia калининградской сборки.
Теперь в центре внимания оказались автомобильные заводы Калужской области. В первую очередь речь идет о площадке Volkswagen Group, хотя от визита на фабрику «ПСМА Рус», выпускающую Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, мы отказываться не стали.
Задача проста: посмотреть, сколько машин осталось на складах готовой продукции, пообщаться с сотрудниками и попытаться спрогнозировать сценарий на ближайшие несколько месяцев. В перспективе из этих кусочков мозаики должна сложиться общая картина, которая подтвердит или опровергнет заявления официальных дилеров и представительств.
Volkswagen и Skoda: последние запасы до конца года
Перед главной проходной завода «Фольксваген Груп Рус» припарковано несколько десятков машин, на которых приехали сотрудники. Можно подумать, что за забором идет активная жизнь, но производство полностью остановлено — весь задействованный персонал занимается поддержанием оборудования в надлежащем состоянии. В конце мая стало известно, что сборка не возобновится в обозримом будущем, и местные эту информацию подтверждают.
«До конца года точно простаиваем, тут просто нечего и не из чего собирать, — комментирует один из собеседников. — Многие уже нашли работу по совместительству: 2/3 оклада, которые нам продолжают платить, это хорошо. Но ведь у многих дети, ипотека, надо как-то с этим разбираться. При этом настроения в целом позитивные: кого-то продолжают возить в Москву на обучение и аттестацию — значит, компания вкладывается в людей и верит, что все в итоге наладится. Нет ощущения, будто нас собираются закрыть и бросить».
А что с запасами? Спутниковые снимки показывают, что на складах готовой продукции может одновременно храниться приблизительно 10-12 тыс. автомобилей. Сейчас эта территория заполнена где-то на треть: на карте мы обвели те части, где стоят машины, и для понимания масштабов их легко соотнести с фотографиями.
Как мы считали автомобили
Детализация спутниковых снимков на картах Яндекса и Google позволяет посчитать количество автомобилей в одном ряду, затем умножить этот результат на число рядов в каком-либо секторе и экстраполировать результат по всей площади. Затем мы берем актуальную ситуацию, которую видели своими глазами, и соотносим реально заполненные площади со спутниковыми снимками. Это не гарантирует абсолютно точный результат, но возможное отклонение не превышает 10-15%, то есть оценить общую картину можно вполне достоверно.
Самая «густонаселенная» площадка почти целиком состоит из Volkswagen Polo и Skoda Rapid — их здесь суммарно около 2,5 тыс. Не очень похоже на дефицит? Но давайте посмотрим шире. На официальном сайте Volkswagen раздел «Автомобили в наличии» предлагает 1336 экземпляров Polo (да, мы сосчитали). Это те машины, которые физически есть у дилеров по всей стране. Давайте оптимистично предположим, что еще столько же — в пути, на разных этапах логистики. Схожая картина должна быть и у Skoda Rapid: два лифтбека-близнеца исторически демонстрируют близкие результаты продаж.
При самых позитивных раскладах получается так: 2,5 тыс. у дилеров, столько же в пути и еще столько же на заводе. Если мы правы, то в России есть около 7,5-8 тыс. «Поло» и «Рапидов», которые еще можно продать. При этом, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по май этого года было продано 14 835 лифтбеков обоих брендов, из них 841 — только в мае.
То есть имеющихся автомобилей еле-еле хватит для поддержания даже такого темпа: дилерам придется «размазывать» остатки как минимум до конца года. И если вдруг конвейер заработает прямо в январе, то от начала производства до выдачи машин клиентам тоже пройдет не меньше месяца.