Российская автомобильная реальность меняется с головокружительной скоростью. Всего за 30 лет мы прошли путь от замкнутого в самом себе советского рынка до рекордных продаж и расцвета иностранных производств — а затем погрузились в череду кризисов: санкции, пандемия, снова санкции и обрушение рынка до исторического минимума.
Да и сам состав главных автомобильных героев уже не тот, что прежде. Большинства современных бестселлеров на рубеже тысячелетий просто не существовало, а балом правили совсем другие модели. Давайте же вспомним четырехколесные легенды недавнего прошлого и проследим, как сложилась их судьба.
Daewoo Nexia
«А я узбеков люблю, они зимой заводятся хорошо». Помните эту рекламу? Долгое время корейский седан узбекской сборки был главным выбором для тех, кто хотел купить новую иномарку, располагая крайне скромным бюджетом. Немецкая родословная (Nexia по сути была доработанным Opel Kadett), бодрый мотор, большой багажник, дешевое обслуживание — все это обеспечило модели статус суперхита и тираж свыше полумиллиона экземпляров.
Nexia оказалась настолько живучей, что производство закончилось только в 2016 году — через 32 года после дебюта исходного «Опеля». К тому моменту сама компания Daewoo успела выпустить наследника по имени Lanos (тоже весьма популярного в России), войти в состав General Motors и разродиться двумя поколениями Chevrolet Aveo. Причем первое из них до сих пор выпускается на том же заводе в Узбекистане и носит историческое имя Nexia!
Эту машину пытались продавать и в России под брендом Ravon (не особо успешно), затем были разговоры о возвращении марки Chevrolet, но в осязаемые шаги все это пока что не вылилось. Впрочем, шансы на возвращение «Нексии» сохраняются, а рекламный слоган уже давно придуман.
Ford Focus
Это был не первый автомобиль, локализованный в России, но точно один из самых популярных. Секрет оказался прост: за гуманные деньги нашим покупателям предложили актуальные седаны, хэтчбеки и универсалы — точно такие же, как у европейцев! Да еще и с классным дизайном, интересной управляемостью и просторным по тем временам салоном. Словом, строительство завода во Всеволожске стало для Ford большим успехом, а уничижительное словосочетание «кредитный Focus» ушло в народ не от ненависти, а именно как символ признания.
Второе поколение «Фокуса» продолжило победное шествие по нашим дорогам, а вот с третьим сам Ford свернул куда-то не туда: модель получилась тесной, дорогой и в целом неудачной. Параллельно в России набирал обороты сегмент «бюджетных» седанов и кроссоверов, но попытка закрепиться на этом поле с Fiesta и EcoSport оказалась неудачной.
В итоге Ford полностью свернул продажи легковушек в нашей стране, завод во Всеволожске остановился в 2019 году, да и сам Focus уже не так популярен, как прежде. Если на пике славы он ежегодно расходился по одной только Европе 500-тысячными тиражами, то за 2021 год продажи лишь слегка превысили 100 тыс. экземпляров. Возможно, нынешнее четвертое поколение окажется последним в истории модели — точно так же этот мир недавно покинула еще одна легенда по имени Ford Mondeo.
Hyundai Accent
Недорогой, симпатичный, неприхотливый — таким на рубеже тысячелетий запомнился россиянам Hyundai Accent. Округлый седан первого поколения поставлялся к нам непосредственно из Южной Кореи, а его угловатый наследник прописался уже на Таганрогском автозаводе, тем самым укрепив свои позиции на рынке. Ни в одной из дисциплин «Акцент» по-настоящему не блистал, и все же для многих являлся рациональным выбором.
Третье поколение в Россию поставлялось уже под именем Verna и прошло незамеченным, зато четвертое мы все прекрасно знаем — но уже под совершенно другим именем. Да-да, речь о «Солярисе»: маркетологи Hyundai решили разработать для нас новую модель, сыграв на ассоциациях с картиной Тарковского. Тогда этот шаг казался странным, хотя в итоге название прижилось, а историческое имя Accent вышло из обихода везде, кроме Северной Америки — например, в Китае и Индии этот же автомобиль известен как Hyundai Verna.
Opel Astra
Сколько бы ни шутили в народе о том, что любая машина со временем становится «Опелем», Astra пользовалась популярностью у россиян во все времена. От подержанных хэтчбеков первого поколения с индексом F, которые в девяностых массово ввозились к нам из Европы, до эффектных Astra H и Astra J, получивших локальную прописку на заводе в Санкт-Петербурге. Могло случиться так, что эта модель вообще стала бы главной машиной России — не сорвись в 2009 году сделка по покупке «Опеля» отечественным «Сбербанком».
Однако все развернулось иначе. В 2015 году Opel полностью ушел из России по политической воле General Motors, в 2017 году был продан французскому концерну Peugeot Citroen, в 2020 начал осторожно возвращаться на наш рынок, но… В общем, теперь никто не возьмется предсказать, что будет дальше. Сама же Astra только что перешла в поколение с индексом L, технически породнилась с Peugeot 308 и должна стать одним из важных элементов перезагрузки славного, но в последнее время не слишком удачливого бренда.
Renault Clio Symbol