Чтобы заполнить пустующие склады и продолжить работу дилеры в России начали активно скупать подержанные машины у частных лиц. В дальнейшем эти машины приводят в порядок и перепродают — уже дороже.
О повышенном внимании именно со стороны дилеров рассказали Autonews.ru автомобилисты, которые разместили предложения на тематических площадках. К примеру, один из продавцов выставил свой пятилетний BMW X1 по цене 2,3 млн руб. и получил несколько десятков звонков в течение дня. И почти все — от дилеров. Еще несколько автомобилистов сообщили Autonews.ru, что несколько месяцев назад купили машины в кредит, а теперь им звонят дилеры и предлагают выкупить машины обратно — уже по актуальным рыночным ценам.
Без трейд-ин машину могут не продать
При попытках купить машины из наличия у дилеров водители рассказали еще об одном тренде — продавцы отдают предпочтение клиентам, которые при покупке сдают в трейд-ин свой нынешний автомобиль. Сами дилеры такую тенденцию подтвердили. По словам заместителя генерального директора по продажам автомобилей с пробегом ГК Автодом Владислава Хайновского, пока выкуп автомобилей у частников и юрлиц остается одним из основных каналов пополнения стоков.
«Мы видим желание ряда дилеров получить взамен проданного автомобиля другой. Эта тактика, на наш взгляд, оправдана для участников рынка, у которых склад машин с пробегом критически мал для обеспечения стабильной работы. Наш склад автомобилей с пробегом на сегодняшний день позволят не применять такую тактику, так как это может существенно замедлить и без того низкий уровень реализации», — сообщил Владислав Хайновский.
Также Хайновский подтвердил, что ему известно об оживлении некоторых дилеров в части попыток выкупа автомобилей с пробегом у частных лиц. Однако, по его оценке, рынок еще не стабилизировался и текущее падение цен — не последнее.
Кроме того, он рассказал, что некоторые дилеры начали отрабатывать схемы по ввозу автомобилей с пробегом из стран СНГ, но пока это только единичные и пробные варианты. «Полагаем, что этот вопрос тщательно прорабатывают участники рынка как альтернативу, в случае длительной стагнации экономики», — сказал Владислав Хайновский.
Предложение по продажам очень ограничено
О том, что в ближайшем будущем пополнять свои склады автомобилями с пробегом дилеры будут в основном с помощью предложений от частников, рассказал Autonews.ru директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. Что касается классической схемы трейд-ин, когда в счет оплаты нового автомобиля клиент отдает свой старый, то на смену ей придет другая: покупка б/у автомобиля при сдаче имеющегося подержанного автомобиля с доплатой. По его словам, такая тенденция стала заметна еще в марте. Связана она с ситуацией на рынке новых автомобилей и усиливающимся дефицитом.
«Предложение останется ограниченным, а динамика продаж будет зависеть от работы департаментов выкупа дилерских центров. После мартовского ажиотажа и роста цен, ценники на автомобили с пробегом постепенно вернулись на уровень февраля. Дилеры активно занимаются пересмотром портфеля брендов, фокусируясь на тех марках, которые продолжают поставки в Россию», — объяснил Баскаков.
Эксперт уверен, что ситуация с нехваткой автомобилей на рынке будет сохраняться как минимум до конца года.
«В настоящий момент никаких предпосылок для стабилизации ситуации на рынке нет — информации по отгрузке новых автомобилей не поступало, а локальные производства уже остановились. Такая ситуация неизбежно приведет к продолжению падения продаж новых автомобилей», — заключил участник рынка.
О том, что в настоящий момент поставки автомобилей приостановлены ото всех производителей за исключением китайских, Autonews.ru сообщил директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев (кроме того, производство 8 июня запустил «АвтоВАЗ», — ред.). По его оценке, тренд на нехватку в сегменте дорогих моделей держится с начала весны.
«Количество таких моделей, как GLS, S-класс, Maybach и G-класс стремительно сокращается. В начале февраля на стоках у нас было порядка 300 машин этой категории, в конце мая их осталось уже меньше 100 единиц. Этот остаток разойдется еще до осени, и, если поставки не возобновятся, то осенью продажи дорогих версий автомобилей полностью остановятся», — поделился участник рынка.
Он также признал, что если поставки автомобилей силами производителей не возобновятся, то компания будет восполнять этот дефицит параллельными каналами импорта. «Мы ведем работу над этим направлением. Однако это будут уже не те объемы, которыми дилеры смогут покрыть спрос на новые автомобили», — заключил эксперт.
В свою очередь специалист по продаже автомобилей с пробегом из Европы Руслан Кривонос в беседе с Autonews.ru рассказал, что некоторые дилеры начали сотрудничество с физлицами, которые покупают автомобили в странах СНГ и привозят их в Россию. «Не всем нравятся трудности с переоформлением, но многим такая схема интересна. Стараются в целом ввозить все, что пользуется спросом в России. В первую очередь это более ликвидные модели, например, премиальные американские кроссоверы, немецкие BMW X5, X6, Mercedes-Benz S-класс. Посредники уже начали работу с новыми Range Rover, не удивлюсь, если дилеры захотят их перекупить», — сказал эксперт.
Стоит ли покупать и продавать б/у автомобиль через дилера
Автомобилистам стоит воспользоваться схемой продажи и покупки б/у машины через дилера только если они хотят сэкономить свое время и провести сделку быстро и безопасно. Однако в таком случае нужно быть готовым к потере минимум 10-20% от стоимости автомобиля. В этом уверен член президиума Союза автоэкспертов и оценщиков Андрей Афанасьев.
«Если собственнику быстро нужны деньги, то можно согласиться на предложения и продать машину через дилера. Эта схема удобна для тех, кто не готов тратить время на показ машины, поездки с потенциальным клиентом на СТО, постоянным звонкам и попыткам торга, — считает Афанасьев. — Предварительно, необходимо изучить ситуацию на рынке и предложения, а затем приехать к дилеру и оценить машину. Так у вас будет представление о примерной стоимости вашего автомобиля и его возможных проблемах после проведения диагностики».
По словам Афанасьева, если ранее разница между продажей машины через дилера и самостоятельно могла достигать 30% от стоимости, то теперь дилеры на фоне конкуренции снижают свою маржу — в среднем до 10-20%.
«Все зависит от того, какая у вас машина и насколько она ликвидна. Иногда дилеру нужно иметь ходовую модель, чтобы привлечь внимание, и тогда он готов идти навстречу», — поделился эксперт.
При этом покупка б/у автомобиля у дилера, по оценке эксперта, пока не так удобна. Помимо разницы в цене, водителю также придется для надежности перепроверить историю машины и воспользоваться услугами независимого технического специалиста.
«Пока дилеры работают по принципу купил дешевле — продал дороже. То есть, как обычные перекупщики. Речи о том, что автомобили проходят какую-то серьезную предпродажную подготовку, в основном нет. Легкое техобслуживание, замена масла, колеса-диски, химчистка-полировка. В целом это все. Некоторые предоставляют гарантию на купленные машины, но только на хорошо знакомые им экземпляры. И я также рекомендую даже при покупке у дилеров перепроверять чистоту истории таких машин и их техническое состояние», — считает Афанасьев.
В заключение эксперт выразил мнение, что для продолжения работы на рынке автодилерам придется делать больший упор на проведение сервисно-ремонтных работ и доработкой автомобилей, нежели их перепродажей.