С 19 июня в России заработали новые справочники оценки средней стоимости запчастей. Их составляют в Российском союзе автостраховщиков (РСА) для анализа всех средневзвешенных цен на запчасти и расчете размера выплат по ОСАГО. Такие справочники в РСА выпускают каждый год, а очередная серия вышла этой весной, но в ней страховщики не успели учесть изменившуюся ситуацию на рынке, которая сложилась после приостановки деятельности или полного ухода из России ряда производителей автомобилей и запчастей. Справочники новой серии учитывают как сокращение номенклатуры, так и значительное повышение цен на автозапчасти.
Как сообщили Autonews.ru в РСА, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам запчастей, выросла по сравнению с предыдущей версией на 28,7%. Этот рост, по словам представителей РСА, соответствует оценкам автомобильных экспертов, которые заявляли об увеличении стоимости запчастей в апреле—мае 2022 года примерно на 30%.
В справочниках указаны средневзвешенные цены как на остающиеся в стране бренды, так и на «замороженные», к примеру Bosch. Как объяснили Autonews.ru в РСА, утвержденная Банком России единая методика требует, чтобы в справочник средней стоимости запасных частей включались запчасти для тех марок, по которым было заключено не менее 15 тыс. договоров ОСАГО. А вот наценок, которые некоторые продавцы стали добавлять на ряд позиций, в справочниках учесть невозможно.
«К таким маркам относятся и ушедшие бренды, поскольку по ним заключено много договоров — их из справочника исключить невозможно. В новой версии справочника по запчастям будут цены на 72 марки транспортных средств. Что касается наценок, то РСА не вправе применять никакие неофициальный наценки. Мы берем цены с рынка, обрабатываем в соответствии с Единой методикой и получаем то, что входит в справочник», — пояснили в РСА.
По просьбе Autonews.ru в РСА назвали наиболее подорожавшие марки запчастей:
Наименование производителя запчастей | Уровень подорожания, % | Наименование производителя запчастей | Уровень подорожания, % |
Toyota | 32,0 | Mitsubishi | 26,7 |
Hyundai | 27,3 | Skoda | 25,4 |
Kia | 27,1 | Mazda | 41,9 |
Nissan | 27,4 | BMW | 35,5 |
Ford | 33,9 | ||
При этом в одной из страховых компаний по просьбе Autonews.ru представили свои расчеты. И оказалось, что реальное подорожание элементов на ряд марок оказалось существенно выше 28,7%.
Марка производителя запчастей | Повышение тарифа к нетто, % | Марка производителя запчастей | Повышение тарифа к нетто, % |
Audi | 41 | Chevrolet | 46 |
Mercedes-Benz | 84 | Land Rover | 46 |
BMW | 35 | Lexus | 22 |
Hyundai | 25 | Mazda | 29 |
Porsche | 60 | Mini | 30 |
Lada | 20 | Mitsubishi | 20 |
Toyota | 22 | Nissan | 22 |
Volkswagen | 32 | Opel | 32 |
Geely | 22 | Peugeot | 22 |
Genesis | 28 | Chery | 28 |
Haval | 21 | Renault | 21 |
Honda | 38 | Subaru | 38 |
Cadillac | 46 | Suzuki | 46 |
Infiniti | 20 | Citroen | 20 |
Jaguar | 52 | Ford | 52 |
Jeep | 21 | Volvo | 21 |
Kia | 21 | Acura/Chrysler/Dodge/все остальные | 21 |
По оценке директора и сооснователя международной сети автосервисов FIT SERVICE Данила Соловьева, больше всего подорожали кузовные запчасти и микроэлектроника.
«Этому способствовало много факторов: проблемы с 2020 года в производстве микроэлектроники и компонентов, санкции и запрет на импорт оригинальных запчастей. Большая часть используемых кузовных запчастей — оригинальные, соответственно, это привело к существенному подорожанию. Например, колоссально дорого сейчас стоят лобовые стекла», — рассказал Данил Соловьев.
Эксперт также предупредил об очередной волне подорожания сырья — металла и пластика.
«Соответственно, все это ведет к общему удорожанию запчастей, и нужно прибавить сюда выросшие расходы на логистику. Поэтому относительно сегодняшних цен мы прогнозируем, что до конца года стоимость запчастей вырастет еще на 20–25%», — сказал Соловьев.
В РСА при этом не исключили, что некоторые позиции в перспективе могут стать дефицитными.
«Пока не исчерпаны складские запасы, дефицитных деталей не так много — из нашей «корзины часто бьющихся деталей», включающей сегодня примерно полторы тысячи позиций, исчезло около 20 позиций. В перспективе, возможно, дефицит будет увеличиваться», — сказали Autonews.ru в РСА.
Цена полисов ОСАГО вырастет в ближайшее время
Как признали страховщики, такой значительный рост цен на автозапчасти неизбежно приведет к росту средней выплаты. Это обстоятельство, в свою очередь, в ближайшее время станет поводом для повышения стоимости страховки ОСАГО. По данным источников Autonews.ru в страховой отрасли, такие планы и возможный размер увеличения цен на страховку обсуждают сейчас в Центробанке.
«Еще до вступления в силу новых справочников РСА зафиксировал резкий рост размера средней выплаты по ОСАГО: в мае 2022 года она выросла по сравнению с маем 2021 года на 13%, или 8,5 тыс. руб., составив 74,8 тыс. руб. Мы ожидаем, что новые справочники приведут к ее дальнейшему росту, что будет оказывать давление на среднюю цену ОСАГО», — предупредил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
О том, что такое подорожание запчастей неизбежно повлечет «в среднем удорожание полисов для большого количества автовладельцев», заявил в беседе с Autonews.ru директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов.
«В связи с рыночным повышением на автозапчасти цен в среднем на 30% цены в справочниках вырастут примерно на столько же, что позволит клиентам чувствовать себя защищенными полисом ОСАГО», — добавил Нефедов.