Месяц назад мы провели первый исследовательский рейд по логистическим терминалам Подмосковья — гигантским парковкам, откуда автомобили разъезжаются по дилерским центрам страны. Результаты удивили: несмотря на разговоры о дефиците машин в России, площадки оказались забиты почти до отказа. В частности, нашлись большие партии Kia калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely — словом, на дефицит увиденное точно не тянуло. Однако тогда мы условились, что это не исчерпывающе достоверная картина, а лишь локальная зарисовка по состоянию на конец мая.
Чтобы понимать реальное положение дел, необходимо было вернуться в эти же места и отследить динамику: сколько машин уехало, а какие заняли их место. Так мы и поступили, на сей раз вооружившись дроном для пущей информативности. И снова получили богатую пищу для размышления. Но, прежде чем перейти к рассуждениям, давайте посмотрим, что хранится в подмосковных терминалах прямо сейчас.
Полчища Geely и немного Mercedes-Benz
Первый объект — логистический терминал, который до недавнего времени использовался мультибрендовым дилером «Авилон». В первый визит мы обнаружили здесь тысячи кроссоверов Geely, хотя и небольшой запас различных моделей Mercedes-Benz в конце мая тоже оставался. Глухой забор вокруг парковки затруднял обзор с земли, однако, поднявшись в воздух, мы смогли получить исчерпывающее представление.
Запасы на собственном заводе Mercedes-Benz
Навестили мы и российский завод Mercedes-Benz. Несмотря на то, что предприятие простаивает уже несколько месяцев, склад готовой продукции до сих пор не опустел. Важная ремарка: Mercedes, равно как и BMW, теперь не публикует ежемесячные данные о продажах в России, ограничиваясь только квартальными отчетами. То есть мы пока не знаем, сколько автомобилей нашло владельцев весной 2022 года — информацию дадут только в начале июля. А с января по конец марта продажи легковых Mercedes-Benz составили 6 919 штук.
Концентрация калининградских Kia
Эта точка имела особый вес в нашем исследовании: месяц назад здесь обнаружилось огромное скопление Kia калининградской сборки. Сейчас конвейеры «Автотора» остановлены — а значит, эта партия была последней и за прошедшее время должна была разъехаться по дилерам. Но количество машин практически не уменьшилось.
Заметим (и вернемся к этим цифрам в выводах), что за минувший май продажи Kia составили 3606 автомобилей, из которых 1202 пришлось на питерские Rio, а остальное — на модели из Калининграда.
Месторождение Hyundai
В прошлый раз мы предположили, что если существует гигантская парковка для Kia, то где-то должна быть аналогичная с автомобилями Hyundai. И не ошиблись! В другой части Подмосковья обнаружился терминал, также заставленный моделями калининградской сборки. Давайте рассмотрим его повнимательнее, держа в уме, что в мае было продано 3004 автомобиля марок Hyundai и Genesis, из них 1951 пришелся на Solaris и Creta, которые производятся в Санкт-Петербурге и на этой парковке отсутствуют.
Неспешный Havaloоборот
Финальная точка маршрута месяц назад запомнилась невероятным скоплением китайских кроссоверов Haval Jolion: их стройные ряды уходили буквально куда хватало глаз. После визита на тульский завод Haval, отгружающий по 200–250 машин ежедневно, мы ожидали здесь самые большие изменения, но нет — «Джолионы» и ныне там.
👉 Китайские машины готовятся к наступлению. Репортаж с завода Haval в Туле
Конечно, не факт, что это именно те же машины, а не такие же, но здесь нам поможет статистика продаж: в марте российских владельцев нашли 662 экземпляра, в апреле — 350, в мае — 442. Суммарные же объемы для бренда Haval за эти три месяца составили 3277 автомобилей. А теперь давайте к деталям.
Расшифровка наблюдений
С одной стороны, говорить о полномасштабном дефиците автомобилей в России некорректно — ведь на снимках запечатлено более 30 тыс. машин. Притом что в апреле суммарные продажи всех брендов, представленных на нашем рынке, составили 32 тыс. экземпляров, а в мае не дотянули и до 25 тыс. Но именно здесь и кроется ключ к разгадке.
Стоянки остаются заполненными не потому, что злобные маркетологи сознательно не хотят продавать вам автомобили: дело в том, что собственные склады дилеров еще не опустели! И поэтому их просто нет нужды пополнять с централизованных терминалов. Это справедливо для всех случаев, кроме нового Sportage — похоже, что российский офис Kia пока не придумал, что делать с этой моделью, как ее запускать и какие назначать цены.
Во всем же остальном подтверждается гипотеза, которая следовала из ежемесячных отчетов по продажам: рынок новых машин в России превратился в густое, почти статичное желе. Посудите сами: в мае продать более 1000 автомобилей удалось лишь пяти брендам — Lada (6012), Kia (3606), Hyundai (2916), коммерческому подразделению ГАЗ (1890), Renault (1789) и УАЗ (1302). Это значит, что автомобили в нынешней обстановке и на нынешних условиях россиянам попросту не нужны.
И неудивительно. Возьмем тот же Haval Jolion: год назад его запускали в продажу по цене от 1,2 до 1,7 млн руб., а теперь нижняя планка составляет 2,7 млн руб. — кроссовер подорожал более чем вдвое, притом не изменившись ни в одной детали. Первоначальная паника («Вдруг дальше будет еще дороже?») утихла, курс доллара продолжает падать, и клиенты попросту не понимают, зачем прямо сейчас идти и отдавать такие деньги за машину, которая может подешеветь.
Но если «китайцы» со своими бесперебойными поставками действительно могут взять и опустить цены (хотя бы для того, чтобы не захламлять склады), то корейцам, японцам и европейцам это делать попросту незачем. Когда придут новые машины — непонятно, а имеющиеся запасы реализовать можно всегда, было бы желание.
Вы скажете: «Но ведь дилерам надо на что-то жить, не могут же они совсем не продавать машины!» Справедливо. Но, во-первых, какие-то продажи даже по неадекватно завышенным ценам все равно идут. А во-вторых, возможны единичные скидки и акции ближе к закрытию месяца, когда нужно добыть «живые» деньги. Нашел несколько клиентов, для которых «срезал» сотню-другую тысяч рублей — дело в шляпе.
Опять же, надо понимать, что многие из машин закуплены еще по старому курсу, так что снижение цен на докризисный уровень будет означать продажу «в минус». Да и в приоритете у дилеров сейчас альтернативные каналы поставок — «параллельный импорт», вторичка и так далее. По большому счету, в текущей реальности именно это можно считать игрой вдолгую, а запасы новых импортных машин получаются чуть ли не рудиментом.
Ведь не исключено, что ничего этого больше не будет: ни калининградских Hyundai и Kia, ни Mazda из Владивостока, ни локально собранных Mercedes-Benz — ни тем более «американцев». Поэтому те экземпляры, которые успели попасть на территорию страны, теоретически можно продавать бесконечно. Хочешь новый автомобиль в российской спецификации — пожалуйста, он есть. Дорого. Не хочешь — выбирай из «параллельных» предложений, изучай ассортимент китайских брендов или иди за «антикризисной» Lada Granta. Дешево, без изысков, проблем с поставками, подушек безопасности и АБС.
Вот такими, довольно неутешительными, получаются выводы из этого исследования. И если мы правы, то через несколько месяцев картина на этих логистических терминалах должна остаться такой же. Непременно проверим.