Вернуть на АвтоВАЗ экс-директора по дизайну британца Стива Маттина рассчитывают российские чиновники и руководство компании, выяснил Autonews.ru. Эту информацию корреспонденту издания подтвердили два близких к АвтоВАЗу высокопоставленных источника. Один из них подчеркнул, что этот вопрос только обсуждается и пока говорить об успехе затеи рано.
Британец Стив Маттин занимал пост директора по дизайну Lada с 2011 до конца 2020 года: он стал автором нового ДНК автомобилей Lada и создателем современного модельного ряда марки. После Маттина должность досталась французу Жану-Филиппу Салару из Dacia, однако в мае 2022 года он ее покинул. После чего на предприятии назначили исполнявшего обязанности директора по дизайну. По словам еще одного источника Autonews.ru, нынешний менеджер направления занимает эту позицию номинально, а предприятие ищет нового главу по дизайну.
В ответ на соответствующий запрос Autonews.ru о возможном приглашении Маттина обратно в Россию в пресс-службе предприятия заявили, что сейчас там действительно работает только исполняющий обязанности главы по дизайну, а «о дальнейших перспективах говорить рано». Таким образом, напрямую в пресс-службе вопрос об обсуждении кандидатуры Маттина не опровергли.
При этом оба источника соглашаются: даже в тяжелых условиях с производством и локализацией моделей главный дизайнер предприятию необходим. По их словам, от разработки до выпуска новых моделей уходит около четырех лет, а российская команда дизайнеров пока работает самостоятельно.
Почему ушел Маттин
Уход Маттина в 2020 году стал неожиданным для АвтоВАЗа. Это произошло вскоре после вступления в должность нового генерального директора Renault Луки де Мео: АвтоВАЗ на тот момент был консолидированной дочерней компанией Renault Group. По данным Autonews.ru, де Мео пришлись не по вкусу Х-решения Маттина в дизайне. Тот продолжил работу на АвтоВАЗе в качестве советника экс-главы предприятия Николя Мора, но в итоге уехал из России на родину. Теперь, как рассказал Autonews.ru источник, близкий к дизайн-бюро предприятия, найти специалиста такого уровня в России будет крайне сложно.
«Сейчас без дизайна никуда. И для АвтоВАЗа эта задача актуальна даже в текущих условиях. Маттин — специалист огромного уровня. И для Lada в свое время стало большой удачей возможность его заполучить. Его предложил работавший в тот момент на АвтоВАЗе Энтони Грейд», — напомнил источник.
По его словам, модели Lada Vesta можно считать заслугой Маттина не только с точки зрения дизайна, но и техники.
«Маттин занимался не только внешностью автомобилей, но и компоновочными вопросами. Для выполнения таких задач нужно быть суперспециалистом. Например, он рассчитывал положение пассажиров, водителя в машине. Так, машину можно сделать повыше или пониже и поспортивнее. Стив всегда говорил, что машину нужно делать визуально притягательной. И в этом плане ему нравилась более низкая посадка. Он принимал участие в разработке этой российской платформы, старался, чтобы у Lada появилась элегантная база и формы, чтобы это уже были не «Жигули» с крышей с двумя углами», — поделился источник.
Неудачные показатели модели Lada Xray в России источник объяснил тем, что Маттин в случае с этой моделью занимался только ее внешностью. Ведь сам автомобиль представлял собой переделанный Renault Sandero.
Что успел создать на АвтоВАЗе преемник Маттина
За несколько месяцев работы на АвтоВАЗе Жан-Филипп Салар успел презентовать проект новой Niva: фотографии скрытого под камуфляжем автомобиля обошли весь российский интернет.
«Были и другие проекты, над которыми он работал, — рассказал источник. —Просто ее еще не было видно со стороны. Будущий дизайн шел на сближение с Dacia и Renault: ориентиры нам показали в проекте Renalution. Салар — тоже хороший специалист, но его подход значительно отличался от стиля Маттина. У него большой опыт работы в Dacia, свои дизайнерские приемы, рецепты, с которыми он работал. Но подход иной: ему дают платформу или компоновку, и он работает с готовым материалом. А Стив в свое время пришел в чистое поле и работал много с инженерами. За это время он установил отличный контакт с коллегами, а Жан-Филипп более закрытый, больше сидел в кабинете», — поделился источник.
По его словам, одна из задач Салара на Lada была сделать более практичные автомобили по дизайну.
«Подход Стива был в том, что ему совершенно неважно, какова цена у автомобиля. Он говорил, что ему неважно, это машина за €100 тыс. или за €10 тыс.: они обе должны быть с красивым дизайном. А подход Dacia — более простые машины. Новые модели этого бренда получились красивыми, но в них нет и намека на какие-то более необычные или более премиальные дизайнерские детали. И для Lada Жан-Филипп тоже хотел сделать более практичный дизайн. А у Стива более экспрессивный стиль», — рассказал источник.
Совместный дизайн с Renault: что теперь будет с разработками Маттина и Салара
Некоторые из моделей Lada должны были начать сближение по дизайну с автомобилями Renault. Однако теперь, по словам источника, воплощение этих идей под большим вопросом.
«В Renault были не против использования на Lada своих платформ. Но реализация такой возможности с точки зрения техники будет зависеть от поставщиков. Если же говорить про разработанный дизайн для будущих моделей, то теоретически его можно использовать и для новой компоновки. Но если на АвтоВАЗ придет новый человек на должность директора по дизайну, то он все равно захочет делать что-то свое. Ему будет неинтересно переделывать уже готовое. А еще дизайн устаревает: если затягивать с выпуском, он устареет еще сильнее», — поделился своими размышлениями о будущем дизайне Lada источник.
Также источник указал и на технические сложности при возможных попытках запустить новые дизайнерские решения.
«Штампы для внешних панелей делали в Корее. И найти их сейчас будет трудновато», — отметил источник.
Источник предположил, что, возможно, наработки Маттина все-таки выйдут в России, но только при договоренностях с Renault.
«Как я понимаю, Logan и Sandero технически могут собирать на АвтоВАЗе. Но тогда получается, что все эти модели будут находиться в одном сегменте. То есть будет внутренняя конкуренция между моделями. Что будет с Duster, тоже пока непонятно: чтобы перевезти производство из Москвы в Тольятти, нужно минимум год», — считает источник.
При этом он указал, что работа над дизайном должна идти постоянно.
«В целом новый автомобиль — это всегда долго. Стив пришел в 2011 году, в 2015 году только сделали Lada Vesta. Да и то потому, что Бу Андерссон (экс-глава АвтоВАЗа. — РБК) всех «палками лупил», чтобы сотрудники быстрее работали. Поэтому можно сказать, что результаты теперешних разработок мы увидим года через четыре. Фейслифт — тоже дело небыстрое. Это год-два», — отметил источник.
Кто может стать новым дизайнером Lada: в текущей команде кандидатур нет
Подыскать кандидатуру на пост директора по дизайну в текущей команде марки Lada вряд ли получится, считает источник Autonews.ru.
«Как близкий к созданию дизайна специалист, я сомневаюсь, что в текущей команде найдутся преемники. Коллектив за последние годы сильно не менялся. Теоретически можно было бы кого-то продвинуть. Но бренд Lada в мировых масштабах очень маленький. У нас и в Москве, и в Тольятти очень маленькая и молодая команда. А дизайн-директором должен быть человек с большим опытом, это должен быть специалист возрастом 40–50 лет, который имеет мировой опыт, разбирается в технологиях, дизайне, трендах», — поделился источник.
По его словам, молодые дизайнеры возрастом около 35 лет еще хотят рисовать, и ходить на совещания с маркетингом, инжинирингом и экономистами им неинтересно.
«Когда ты менеджер, ты руководишь, а не рисуешь. Ведь тот же Стив не рисовал, а руководил процессом. Поэтому я не уверен, что кто-то из команды уже дозрел до такой должности. При этом сейчас, на мой взгляд, в России нет людей с опытом такого уровня, как у Маттина. Если смотреть на русских дизайнеров, которые живут и работают за рубежом, с нужным опытом, они уже трудоустроены, у них есть семьи, и переезд для них задача непростая. Есть те, кто вернулся, но это всего пара человек, а остальные уехали недавно и вовсю заняты в своих проектах», — оценил ситуацию с дизайнерами в России источник.
Также источник указал на определенную ловушку, в которую может попасть каждый новый руководитель.
«Когда я общался с инженерами АвтоВАЗа, мы пришли к такому мнению: так как в России и у того же АвтоВАЗа раньше выходило мало новых автомобилей, каждый раз новый руководитель начинал с нуля делать лучшую машину в мире. Это сложный и нелогичный подход. Потом к АвтоВАЗу присоединилась Renault, привнесла международный опыт и структурированный подход, ориентированный на потребителей. А если на предприятие опять придет специалист без международного опыта, то он может начать делать «лучшую машину в мире», — опасается источник.
Потенциальный возврат Маттина на АвтоВАЗ пока слишком труден
При получении приглашения вернуться на АвтоВАЗ Стив Маттин его обязательно бы принял, считает источник Autonews.ru.