Пора признать: с каждой неделей шансы на то, что российский автомобильный рынок вернется к привычному состоянию, становятся все более призрачными. Пусть за последнее время никто из производителей не объявил о прекращении деятельности, ситуация в других отраслях красноречива — крупнейшие мировые игроки, от Ikea до Michelin, покидают страну. Вероятно, до конца года мы услышим немало аналогичных новостей и в автопроме.
Вместе с тем подтверждаются прогнозы относительно китайских компаний, которые могут воспользоваться ситуацией и нарастить присутствие в России. Только на прошлой неделе было объявлено о скором выходе на рынок сразу двух новых брендов — люксового Hongqi и молодежного Omoda, созданного специально для нашей страны. Наверняка за ними последуют и другие — а значит, есть смысл уже сейчас познакомиться с важными производителями из Поднебесной, которые в России (пока) официально не представлены.
BYD
Сравнительно молодая компания BYD (Build Your Dreams) сейчас может считаться главной сенсацией китайского рынка. Пока продажи большинства производителей в Поднебесной падают (с января по май было реализовано на 16,9% меньше машин, чем за аналогичный период прошлого года), BYD поражает динамикой: третий месяц подряд компания демонстрирует рост более чем на 150%, а в топ-10 самых популярных автомобилей Китая регулярно попадают три-четыре модели этой марки.
Сам концерн BYD был основан в 1995 году и поначалу занимался выпуском аккумуляторов — в частности, для мобильных телефонов. Вскоре он стал крупнейшим в Китае производителем этих компонентов и вошел в мировой топ-4. В 2002 году BYD приобретает автомобильную компанию Qinchuan, а в 2003-м налаживает сборку машин уже под собственным брендом.
Впрочем, здесь дела поначалу идут не так радужно: как и большинство китайской четырехколесной продукции начала тысячелетия, автомобили BYD оказались далеки от идеала. Компания дважды пыталась выйти на российский рынок, но безликие низкокачественные легковушки не выдерживали никакой критики.
Однако третья попытка может оказаться куда более успешной. Сегодня в арсенале BYD россыпь вполне современных легковушек и кроссоверов, некоторые из которых даже завозятся в Россию по неофициальным каналам. В первую очередь это седаны Han и паркетники Song, а вскоре подоспеют и модели новой волны. Если предыдущие десять лет BYD называл свои машины в честь различных китайских династий (Хань, Сун, Тан), то теперь нас ждет «океанская» серия.
Уже представлены компактный городской хетчбэк Dolphin и среднеразмерный седан Seal («морской котик»), причем параллельно в эту же линейку войдут и «корабельные» модели. Недавно в продажу поступил BYD Destroyer 05 («миноносец»), на подходе «фрегат» и «десантный корабль». Может быть, все это и кажется пока слишком мудреным, но нам в хитросплетениях философии BYD, скорее всего, тоже придется разобраться. Что еще необходимо знать? Традиционных автомобилей у BYD больше нет: с апреля 2022 года компания выпускает только подзаряжаемые гибриды и электрокары. А чего еще вы хотели от аккумуляторного гиганта?
XPeng
Популярный у российских серых импортеров бренд совсем молод — его основали в 2014 году. Тогда словосочетание «убийца Tesla» еще не набило оскомину, но именно с этой целью XPeng («Сяопэн») и создавался. Причем намерения с самого начала были серьезными.
Достаточно посмотреть на список отцов-основателей. В него вошли бывшие члены совета директоров автомобильной компании GAC Генри Ча и Хе Тао, создатель технологического гиганта Xiaomi Лэй Цзюнь, а также один из руководителей Alibaba Хэ Сяопэн, в честь которого компанию и назвали. Кроме того, среди инвесторов значатся такие компании, как тайваньский производитель электроники Foxconn и американский венчурный фонд IDG Capital.
Словом, стартап получился по-настоящему амбициозным, хотя появления первой модели — компактного электрического кроссовера XPeng G3 — пришлось ждать четыре года. Зато в 2018 году компания получает лицензию на испытания беспилотников в Калифорнии, годом позже представляет крупный седан P7 (именно он в основном и импортируется в Россию), а в 2020-м с оглушительным успехом выходит на Нью-Йоркскую фондовую биржу: в первый день акции подскакивают в цене на 40%.
2021 год ознаменовался для XPeng выходом на рынок Норвегии все с той же моделью P7 и дебютом младшего седана P5 — тот стал первым в мире серийным автомобилем, оснащенным лидарами, которые обеспечивают «третий с половиной» уровень автономного вождения из пяти возможных. Однако, несмотря на все эти амбиции, продажи долгое время буксовали: лишь осенью 2021 года спрос на XPeng начал превышать 10 тыс. автомобилей в месяц.