Лакокрасочное покрытие (ЛКП) — это лицо любого автомобиля. Именно оно дает наиболее полное представление о состоянии кузова транспортного средства. ЛКП служит не только для придания автомобилю эстетичного вида, но и для защиты кузовных панелей от коррозии. Рассказываем о современном автомобильном лакокрасочном покрытии, нюансах измерения и стандартах его толщины, изучаем дефекты и даем рекомендации по грамотному уходу за ЛКП.
ЛПК автомобиля
ЛКП автомобиля — это многокомпонентное покрытие, сформировавшееся на поверхности кузовных панелей после нанесения на них нескольких слоев лакокрасочных материалов, обладающее достаточной адгезией и защитными свойствами от воздействия окружающей среды. Без качественного лакокрасочного покрытия любой автомобиль обречен превратиться в труху за считаные годы.
ЛКП выполняет две важнейшие функции — придает автомобилю привлекательный внешний вид и защищает металл кузова от коррозии. Именно по лакокрасочному покрытию принято судить о состоянии бывшего в употреблении транспортного средства: плохо окрашенная, битая, неухоженная машина с дефектами на ЛКП не прослужит долго без должного ухода и внимания.
Заводской процесс покраски автомобиля состоит из нескольких этапов с соблюдением жестких стандартов и применением высококачественных материалов. На современных автозаводах он осуществляется преимущественно роботами. Добиться заводского качества ЛКП в гаражных условиях и ремонтных мастерских практически невозможно.
В сильно упрощенном виде процесс нанесения заводского ЛКП выглядит следующим образом. Сперва почти весь листовой металл, из которого выполнен кузов транспортного средства, подвергают цинкованию с двух сторон для защиты при возможных повреждениях ЛКП. Далее поверхность кузова тщательно чистится и обезжиривается. Затем осуществляется процесс фосфатирования и грунтования. Только после этого наносятся краска и лак, которые придают кузову нужный оттенок и создают прочный глянцевый защитный слой.
Толщина ЛКП
Заводская окраска автомобиля не просто обладает наилучшими эксплуатационными и защитными свойствами, но и отвечает строгим внутренним стандартам автопроизводителя и ГОСТам. Важнейший параметр ЛКП, на который распространяются требования стандартов, — его толщина. Ее принято измерять в микрометрах (микронах). Каждый автопроизводитель самостоятельно устанавливает толщину лакокрасочного покрытия в рамках действующих требований и стандартов, руководствуясь рекомендациями поставщиков лакокрасочных материалов и ориентируясь на возможности и параметры используемой окрасочной линии.
Толщина заводского ЛКП обычно колеблется в диапазоне от 80 до 180 микрометров. В большинстве случаев она составляет около 100–130 мкм, но на различных участках одного и того же транспортного средства возможно небольшое расхождение.
Ориентировочные значения толщины заводского ЛКП по некоторым маркам и моделям |
||
Марка | Модели | Толщина ЛКП, мкм |
Audi | A5, A6, A7, A8, Q3, Q5, Q7 | 105–170 |
BMW | X1, X3, X5, X6, M6, 1, 3, 5, 7 | 89–135 |
BYD | F3 | 55–120 |
Chery | Amulet, Tiggo | 100–120 |
Chevrolet | Lanos, Aveo, Captiva, Cruze, Epica, Lacetti, Niva, Spark | 74–150 |
Citroen | C3, C4, C5 | 90–130 |
Daewoo | Nexia, Matiz | 95–115 |
Fiat | Albea, Punto | 111–130 |
Ford | Explorer, Focus, Kuga, Mondeo, Transporter, Ranger, Fiesta | 100–160 |
Geely | MK, Otaka | 75–100 |
Honda | Accord, Civic, CR-V, Fit, Pilot, Jazz | 87–130 |
Hyundai | Accent, Elantra, X35, Santa Fe, Solaris, I30, I40 | 70–112 |
Kia | Sportage, Picanto, Venga, Rio, Optima, Sorento, Ceed, Cerato, Soul | 101–122 |
Lada | Granta, Kalina, Priora, Largus | 60–100 |
Land Rover | Range Rover, Range Rover Sport | 105–135 |
Lexus | RX, CT, GX, ES, LX, LS | 119–150 |
Mazda | CX-5, CX-7, CX-9, 3, 6 | 96–130 |
Mercedes-Benz | C, E, GL, ML | 90–96 |
Mitsubishi | Lancer, L200, ASX, Outlander, Pajero | 55–125 |
Peugeot | 308, 508, 3008, 4008 | 58–109 |
Nissan | Patrol, Qasqai, X-Trail, Murano, Pathfinder, Juke, Navara, Tiida, Teana, Almera | 80–145 |
Opel | Astra, Corsa, Zafira | 118–157 |
Renault | Duster, Fluence, Koleos, Logan, Megane, Sandero, Symbol, Clio | 70–152 |
Skoda | Fabia, Octavia, Yeti, Roomster, Superb | 99–125 |
Ssang Yong | Kyron | 100–110 |
Subaru | Forester, Outback, Legacy, Tribeca, Impreza | 110–136 |
Suzuki | Grand Vitara, Splash, SX-4, Swift | 77–114 |
Toyota | Auris, Avensis, Camry, Corolla, Fortuner, Highlander, Hilux, LC 200, LC Prado, Prius, RAV4, Sienna, Versa, Yaris | 77–130 |
Volkswagen | Polo, Golf, Jetta, Touareg, Tiguan, Passat | 72–103 |
Volvo | S60, S40, XC70, XC90 | 95–130 |
ГАЗ | 3110, Siber | 80–105 |
УАЗ | Patriot | 90–105 |
При подборе автомобиля на вторичном рынке велик шанс столкнуться с экземплярами после ДТП и серьезного ремонта. Практически всегда прежний владелец пытается скрыть факт вторичной окраски. Приобрести подержанную машину, лакокрасочное покрытие которой близко к идеалу, практически невозможно. Замер толщины ЛКП позволяет почти безошибочно выявить участки кузова, подвергавшиеся ремонту и вторичной окраске. Толщина ЛКП в 300 и более микрометров — повод для более внимательного изучения автомобиля, а в 500 и выше — для серьезного торга или отказа от покупки.
Важно помнить, что нормативные стандарты (ГОСТы или ISO) предъявляют жесткие требования к качеству ЛКП, коррозионной стойкости, твердости покрытия, прочности, блеску и так далее, но не существует ни одного стандарта, регламентирующего цветоподбор при ремонтной окраске автомобиля.
Толщиномер
При покупке бывшего в употреблении транспортного средства обычно проводится экспертиза ЛКП, помогающая понять, действительно ли автомобиль стоит своих денег. Специальный прибор толщиномер позволяет быстро выявлять битые и вторично окрашенные автомобили.