Отечественной техники за рубежом не так много, но определенный вес у ценителей она имеет. Мы не раз вылавливали интересные лоты с западных сайтов объявлений, но одно дело — частники, а совсем другое — элитные аукционные дома с мировым именем. Туда абы что не попадает: машина должна иметь заметную историческую, культурную или коллекционную ценность.
Тем отраднее, что на этих площадках советские автомобили в разные годы появлялись. Посмотрите, какие машины участвовали в торгах бок о бок с Ferrari, Bugatti, Mercedes-Benz и другими сокровищами ценой в миллионы долларов.
ГАЗ-13 «Чайка»
Роскошные «Чайки» попадали на авторитетные аукционы как минимум дважды. В 2012 году в торгах RM Sotheby's участвовал седан 1977 года выпуска, который, согласно документам, служил в советском санатории «Красные камни» и возил там Брежнева, а потом и Андропова. Советские вожди в этом санатории действительно любили отдыхать, только находится он в Кисловодске, а вовсе не на Черном море, как сказано в описании лота. Впрочем, эта неточность не помешала «Чайке» уйти с молотка за $40 700 в Оберне, штат Индиана.
Со вторым лотом все еще занятнее. В 2006 году на торги Barrett-Jackson выставили «Чайку», которая когда-то принадлежала Альгирдасу Бразаускасу — бывшему первому секретарю компартии Литовской ССР, а затем и президенту Литвы.
Тут вопросов никаких, были бы документы. Но в описании сущая «клюква»: мол, эти помпезные сияющие лимузины любили кагэбэшники за большой багажник и просторный салон, в который можно быстро затащить человека и увезти, цитируем, «в ГУЛАГ, а то и еще куда похуже». А еще там же написано, что все «Чайки» уничтожались по истечении срока службы и поэтому их осталось так мало. Не знаем, что употреблял составитель описания, но машину все-таки продали — правда, цена сделки неизвестна.
«Москвич-400»
Как скромный «Москвич» мог оказаться на торгах RM Sotheby's, что и легендарная Ferrari 250 GTO за $48 млн? Оказывается, это часть собрания Уолтера Миллера — человека, который всю жизнь посвятил коллекционированию и продаже автомобильных атрибутов: литературы, значков, рекламных вывесок и прочего барахла, за которым энтузиасты могут охотиться годами. Настоящие автомобили у Миллера тоже имелись — причем в пестром ассортименте.
Загибайте пальцы: Cadillac Type 57 1919 года; среднемоторный спорткар Porsche 914; классический BMW 2002; седан забытой французской марки Samson; крошечный британский микрокар Sebring-Vanguard, больше похожий на железнодорожный «башмак»; купе Lancia Flaminia с кузовом Pininfarina. И это лишь часть списка. Так что милый «Москвич» 1951 года сюда вписывается прекрасно — жаль только, что участники торгов его не оценили. При ожидаемой цене в $7–10 тыс. советский седан был продан всего за $5225.
Lada Niva
Еще один лот RM Sotheby's с интересной историей — старенькая «Нива» 1979 года, причем в непритязательном состоянии. Но по гоночным наклейкам вы уже догадались, что с этой машиной не так все просто — она выступала в ралли «Париж — Дакар».
На заре этого марафона народ выступал буквально на чем угодно — от Range Rover до Rolls-Royce и почти стандартных Renault. Поэтому дешевые и неприхотливые советские внедорожники оказывались популярным выбором: в 1981 году, например, таких машин было целых 12 из 170 участвовавших, а Жан-Клод Бривуан приехал третьим в абсолютном зачете.
Конкретно на этом экземпляре выступал семейный французский экипаж — Франсуа Жансон со своим сыном. Список доработок скромен до неприличия: «Нива» получила пластиковые двери, капот и крышку багажника, усиленную подвеску, увеличенный бензобак и дополнительные фары.
До финиша «Дакара» 1981 года экипаж не добрался, «Нива» встала в гараж Франсуа Жансона — да так там и стояла аж до 2009 года. После чего внедорожник выкупил некий коллекционер, чтобы в 2018-м выставить на торги и выручить… Всего £4,6 тыс. британских фунтов! Маловато для исторического артефакта, хотя для пыльного и ржавого советского внедорожника очень даже ничего.
ГАЗ-21 «Волга»
Встречаются на зарубежных площадках и классические «Волги»: например, известный аукцион Bring A Trailer в разное время выставлял таких аж три штуки, две из которых нашли новых владельцев. Самый дорогой лот был продан в прошлом году за $22 500 — речь идет о машине третьей серии 1967 года выпуска в бежево-коричневой окраске. На одометре советского седана чуть больше 33 тыс. км, причем машину тщательно отреставрировали в России перед тем, как в 2017-м отправить в США.
Второй экземпляр далеко не так аутентичен — по правде говоря, некоторые могут даже назвать его «колхозом». Судите сами: под капотом трехлитровый V6 с индексом 3VZ-E, который ставился на Toyota Hilux и 4Runner, автоматическая трансмиссия тоже японская, установлены кондиционер, дополнительные приборы в салоне, современная магнитола, пусть и стилизованная под ретро, дисковые тормоза на всех колесах.
Кстати, колеса тоже не родные, а заявленный пробег — 77 тыс. км. При этом состояние у автомобиля идеальное, антураж почти не нарушен (тут еще выручают грозный черный цвет и советские номера), а ездить на таком «рестомоде» все-таки полегче, чем на полностью оригинальной машине. Потому и финальная цена в $19 тыс. не выглядит совсем уж безумием.
«Жигули»
Еще одна крупная и уважаемая площадка — Mecum Auctions — дважды выставляла на торги тольяттинскую «классику». В 2015 году речь шла о симпатичной оранжевой «копейке» 1980 года в легком советском тюнинге — розочка на рычаге коробки, кивающая собачка под задним стеклом, брызговики и прочие мелочи.
Несмотря на пробег в 38 тыс. миль (хотя это могут быть и километры, американцы часто не морочатся с переводом), жизнерадостный седан не услышал крика «Продано!», хотя стартовая цены была $9 тыс.
На тысячу меньше (и тоже без продажи) просили в 2021 году за голубую «семерку» с примерно таким же пробегом. Здесь речь идет уже о полностью оригинальном заводском состоянии — почти о «капсуле времени» из 1989-го. Дополнительной информации о машине продавец не привел, но, судя по имеющимся подсказкам, изначально она была продана в Венгрии, затем жила в Германии, а оттуда переехала в Хьюстон, штат Техас.
ГАЗ-12 ЗИМ
Об этом лоте, проданном в 2010 году, аукцион RM Sotheby's сообщает крайне мало, но одна любопытная деталь все-таки есть: именно этот автомобиль Никита Хрущев подарил премьер-министру Норвегии Эйнару Герхардсону. Известен также год выпуска — 1950-й, но информации о пробеге и судьбе «ЗИМа» найти не удалось.
А судьба эта, видимо, была непростой: состояние у советского лимузина довольно потрепанное. Хромированный декор поблек, краска не блестит, заметны следы ржавчины, а задние шины так и вовсе лысые. Надеемся, что новый владелец привел машину в надлежащее состояние — иначе зачем он отдал за нее $26 400?
Бонус: педальный «Москвич»
Да-да, такой лот у RM Sotheby's тоже был, причем в 2020 году. Детская машинка от АЗЛК входила в каталог Elkhart Collection наряду с такими экземплярами, как Ferrari 255 S Berlinetta с кузовом Vignale ($2,8 млн), Jaguar XKSS ($2 млн), Mercedes-Benz 300 SL ($1,5 млн) и многими другими сокровищами — суммарно на $44 млн.
Видимо, такое солидное окружение помогло и маленькому «Москвичу»: оценочная стоимость по каталогу составляла $400–600, а купили мечту каждого советского ребенка аж за $1200. И вот еще один любопытный факт про иностранцев: аббревиатура АЗЛК приводит их в полное замешательство, поэтому читают они ее как видят: «эй-фри-эй-кей». Так потом и пишут: Moskvitch A3AK.