Желтый сигнал светофора часто становится объектом споров на дороге. Формально он позволяет водителям продолжить движение на высокой скорости, но нередко такие действия причиной получения внушительного штрафа или лишения прав. Рассказываем, когда проезд на желтый разрешен, какой штраф предусмотрен за проезд на желтый и кто будет виноват в случае ДТП.
Какой штраф предусмотрен за проезд на желтый
По мнению руководителя экспертного центра «Пробок.нет» Александра Шумского, сотрудники ГИБДД имеют полное право штрафовать водителей, которые проезжают перекресток на желтый. Дело в том, что в ПДД четко сказано, что желтый сигнал светофора запрещает движение и лишь предупреждает о предстоящей смене сигналов (6.2 ПДД).
Если инспектор или камера автоматической фиксации правонарушений зафиксировали проезд на жёлтый сигнал светофора, то применяется наказание по ст. 12.12 КоАП РФ. На первый раз это будет штраф в размере 1000 рублей. Если в течение года случится повторный проезд на красный или желтый сигнал светофора, то наказание составит 5000 рублей. Или водителя могут лишить прав на 4–6 месяцев.
При этом водитель всегда может не согласиться с наказанием и подать жалобу в суд. Чтобы оспорить штраф, водителю требуется предоставить записи видеорегистраторов и технической экспертизы, которая покажет, что остановить автомобиль без применения экстренного торможения было невозможно.
«Если из представленных материалов в деле с абсолютной очевидностью понятно, что водитель имел возможность остановиться без экстренного торможения, то его накажут, а все жалобы оставят без удовлетворения», — уточнил эксперт.
Когда проезд на желтый разрешен
Несмотря на то, что желтый сигнал светофора является запрещающим и за проезд под него грозит административное наказание, есть исключение, когда это разрешается и формально есть возможность избежать наказания.
«Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться перед стоп-линией, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение (6.14 ПДД)», — пояснил Шумский.
Но тут же добавил, что воспользоваться этой лазейкой получится далеко не всегда: «Этим правилом любят прикрываться хитрецы, которые могли бы заранее затормозить, но все равно этого не делают. Сейчас для лучшего информирования есть и зеленый мигающий сигнал, и отсчет обратного времени. Поэтому ГИБДД настроила все камеры фиксации так, чтобы таким водителям приходили штрафы».
Штраф за проезд на желтый по камерам
Программное обеспечение, позволяющее камерам фиксировать проезд автомобилей на запрещающие сигналы светофора, появилось около 10 лет назад. Тогда дорожные комплексы могли штрафовать за проезд перекрёстка на «красный», за остановку на вафельной разметке, за пересечение стоп-линии или проезд под погасшую «стрелку». Однако сейчас камеры научились видеть проезд на желтый сигнал светофора. Такая возможность предусмотрена, разумеется, не только техническими возможностями самих средств автофиксации, но и законодательством.
👉 Остановили за проезд на «красный». Что нужно сказать инспектору ГИБДД
Как правило, выявлением подобных нарушений занимаются инспекторы ГИБДД. Однако практика показывает, что привлечение к ответственности происходит и вследствие фиксации правонарушения камерой в автоматическом режиме. Об этом Autonews.ru заявил руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнеры» Константин Бахтин.
«Вероятность получения штрафа с камеры за проезд на желтый относительно небольшая, но она существует, и в случае чего это решение будет признано законным. Следует помнить, что на мигающий желтый сигнал светофора проезжать можно, и никаких штрафных санкций за это не грозит. Однако при этом нужно обязательно руководствоваться требованиями знаков «Главная дорога» и «Уступите дорогу», — рассказал Бахтин.
Кто будет виноват в случае ДТП
Проезд на запрещающий знак светофора, в том числе на желтый, является наиболее частой причиной ДТП. Как рассказал Autonews.ru Константин Бахтин, кого именно из участников аварии признают виновным в ДТП в случае проезда на желтый сигнал светофора, однозначно сказать невозможно.
«Ключевое значение в этом случае будет иметь факт соблюдения правил проезда на желтый сигнал светофора. В случае, когда водитель мог остановиться, но поторопился и решил проехать на желтый, его, скорее всего, признают виновным. Если же он оказался на перекрестке и уже после этого загорелся желтый, либо у него не было возможности безопасно остановиться, то есть все шансы доказать свою правоту. Как правило, решение принимается по результатам осмотра места происшествия, изучения записей с камер видеонаблюдения и опроса свидетелей произошедшего», — рассуждает юрист.
Как, в свою очередь предупредили в ГИБДД Московской области, если водитель не уверен, что может успеть проехать на желтый свет при проезде перекрестка, лучше остановитесь заблаговременно.
«Если собрались поворачивать на перекрестке налево, пропустите все движущиеся навстречу ТС, дождитесь красного света и закончите свой маневр. Это будет наиболее безопасно для всех», — сообщили в ГИБДД Московской области.
Практика показывает, что большую роль в разбирательстве дела играет запись видеорегистратора, без которой невозможно доказать, на какой сигнал вы ехали. Если у водителя еще нет такого устройства, юристы считают, что его стоит купить. Также могут оказать помощь наружные видеокамеры на зданиях, показания других водителей, которые видели ДТП.
Напомним, что в 2023 году в России стартовал эксперимент по внесению изменений в режим работы ряда светофоров. Его организовали в Зеленограде, рассказали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Как объяснили Autonews.ru в пресс-службе ЦОДД, для эксперимента было решено убрать зеленую мигающую фазу: вместо нее запустили дополнительную «красную» фазу. При этом длительность зеленого сигнала осталась прежней.