Ремонт изношенного или сильно пострадавшего в аварии двигателя может оказаться разорительным, а то и просто невозможным. Но это еще не приговор для автомобиля. Решением может стать замена мотора.
Причины замены двигателя
Что может заставить пойти на такую меру, как замена двигателя? Например, стимулом является сильный износ мотора. Определить, насколько он фатален, часто можно лишь на сервисе, но ряд признаков укажут на то, что «пламенное сердце» готово остановиться навсегда:
- Громкие лязгающие звуки — свидетельство износа подшипников двигателя. Неоказание ему неотложной помощи чревато летальным исходом.
- Дым из-под капота. Перегрев двигателя способен необратимо деформировать его основные компоненты.
- Густой дым из выхлопной трубы. Букет причин этого явления довольно большой, и все они неприятны, но в разной степени. Возможно, дело обойдется ремонтом, а возможно, и нет.
- Металл в масле. Трущиеся детали двигателя утратили оптимальные геометрические параметры. Это как минимум.
Допустим, неутешительный диагноз поставлен. Возможно ли спасти полюбившееся авто с помощью «трансплантации сердца»? С одной стороны, двигатель — номерной агрегат. Уникальное буквенно-цифровое обозначение мотора не только выбито на его блоке, но и указывается в ПТС. С другой — федеральный закон № 283 от 03.08.2018 (ред. от 30.12.2021) не относит номер двигателя к числу регистрационных данных транспортного средства (ТС). Нет и юридически оформленных запретов на замену двигателя.
А вот цена такой операции может оказаться неподъемной. Понятно, что чем сложнее двигатель, новый или б/у, тем он дороже. Навесное оборудование тоже утяжеляет ценник донорского «сердца». Вилка цен широка. Так, моторы моделей ВАЗ обойдутся в среднем от 40 тыс. до 80 тыс. руб. Двигатели моделей премиум-брендов часто на порядок дороже. Добавьте сюда стоимость работ по замене мотора примерно от 15 тыс. до 200 тыс. руб.… Но, допустим, бюджет позволяет. Что тогда?
Как выбрать новый двигатель на замену старому
Наличие средств и готовность преодолевать бюрократические барьеры — вот что требуется тому, кто решился на замену мотора. Двигаться к цели можно разными путями:
Такой же новый двигатель
Для тиражных и достаточно молодых моделей это вполне возможно. Минимум проблем с легализацией, но цена такого решения высока.
Такой же, но б/у двигатель
При покупке контрактного мотора, чтобы избежать проблем технического и юридического свойства, лучше следовать таким правилам:
- Приобретать мотор у известных компаний.
- Проверить наличие сопроводительных документов: договора купли-продажи с компанией-поставщиком, кассового чека, таможенной декларации, гарантии на покупку.
- Проверить наличие родного электронного блока управления и жгута проводов.
И все же риск столкнуться с бракованным товаром остается, поскольку детально проверить состояние и историю контрактного мотора практически невозможно.
Новый или б/у двигатель на такую же модель, но отличающийся по характеристикам
Здесь нет гарантии, что такую замену ГИБДД не сочтет изменением заводской конструкции ТС и не потребует проведения технической экспертизы, что увеличит время и стоимость операции.
Новый или б/у двигатель от другой модели, отличающийся по характеристикам
Это уже гарантированно изменение конструкции ТС, а значит, для постановки омолодившегося автомобиля на учет потребуется пройти нелегкий путь.
Как оформить замену двигателя в ПТС
Процедура легализации замены двигателя зависит от того, насколько вновь установленный мотор отличается от оригинального
При замене двигателя на идентичный
Если донорский двигатель, новый или б/у, полностью идентичен штатному, то согласно п. 52 постановления № 1764 от 21.12.2019 (ред. от 21.04.2022) правительства Российской Федерации «внесение сведений в государственный реестр транспортных средств о номере [двигателя] осуществляется регистрационным подразделением при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра». При этом не исключается проверка мотора на наличие информации о нахождении в розыске. На такой случай надо иметь сопроводительные документы на агрегат, в частности договор купли-продажи и кассовый чек.
При замене двигателя мотором, отличающимся от штатного
Если вновь установленный мотор отличается от штатного хотя бы по экологическому классу и мощности, не говоря о других «зачетных» параметрах, то тот же 52-й пункт постановления правительства предписывает проводить регистрационные действия «на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». Для получения требуемого свидетельства придется:
- Провести предварительную экспертизу возможности установки намеченного двигателя в уполномоченных региональных центрах, список которых имеется на сайтах Федеральной службы аккредитации и Евразийского экономического союза.
- Собрать пакет документов: паспорт, ПТС, СТС, подтверждение собственности на приобретенный двигатель, техническое описание автомобиля с указанием планируемых изменений в конструкции.
- Получить в уполномоченных организациях предварительное заключение экспертов.
- В случае признания операции по замене двигателя возможной, но влекущей за собой изменение конструкции ТС, получить в уполномоченных организациях список необходимых работ по обеспечению безопасности автомобиля и документ с указанием квалификации сотрудников, способных выполнить данные действия, а также перечнем доработок, которые владелец имеет право сделать самостоятельно. Такое заключение с указанием VIN-номера ТС вносится в соответствующий единый реестр.
- От владельца могут потребовать оформить сертификат соответствия на двигатель. Такой документ после оформления заявки выдаст та же экспертная организация.
- Через «Госуслуги» обратиться в любое территориальное подразделение ГИБДД за получением формального разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС. Данная услуга является бесплатной. Решение по запросу принимается ГИБДД в течение трех дней, а причины возможного отказа должны быть разъяснены.
- В случае положительного ответа можно отправляться на сервис — но не любой, а имеющий сертификат на выполнение операций по замене двигателя.
- После завершения операции получить в сервисном центре заявление-декларацию о выполненных работах. Аналогичная декларация составляется владельцем в отношении тех работ, которые ему было разрешено выполнить самостоятельно.
- Доставить автомобиль на эвакуаторе в уполномоченную организацию для получения финального протокола технической экспертизы. При выявлении несоответствия техрегламенту ТС владелец автомобиля получит список доработок, после выполнения которых проводится повторная экспертиза.
- Получив финальный протокол, провести ТО, по итогам которого оформляется диагностическая карта.
- Перерегистрировать автомобиль в ГИБДД. При этом к стандартному набору документов (паспорт, ПТС, СТС, квитанция об оплате госпошлины) необходимо приложить: предварительное заключение техэкспертизы, финальное заключение техэкспертизы, сертификат соответствия (при наличии) на двигатель, заявление-декларацию сервис-центра и копию его сертификации, новую диагностическую карту.