С 1 сентября 2022 года в правилах прохождении техосмотра заработали очередные изменения: программу проверки изменили. Кроме того, в ГИБДД начали аннулировать диагностические карты с признаками подделки, а машины с такими картами — снимать с регистрации. Отвечаем на все вопросы водителей о том, кому диагностические карты сейчас нужны, как их получить и будет ли штраф, если карта не оформлена.
1. Как изменились правила прохождения техосмотра и что теперь проверяют?
МВД и Минтранс договорились о сокращении количества параметров для проверки при прохождении техосмотра: вместо прежних 82 пунктов специалисты будут контролировать у легковых автомобилей 55. Теперь при заезде на проверку у водителей легковых машин не будут проверять:
- аптечки;
- огнетушители;
- наличие дорожного знака «Аварийная остановка»;
- каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;
- коррозии и механические повреждения трубопроводов и шлангов;
- уровень шума выхлопной системы;
- работу штатного противоугонного устройства;
- подачу стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло, при этом исправность дворников проверять будут по-прежнему.
Вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту.
Важно, что наличие аптечки и огнетушителя в машине в любом случае имеют право проверить инспекторы ГИБДД. Если их не окажется, автомобилиста ждет штраф 500 руб. А если после ДТП не выставить знак «Аварийная остановка», то за невыполнение этого обязательства водителя также могут оштрафовать на 500 руб. по ст. 12.20. КоАП РФ.
В беседе с Autonews.ru руководители пунктов техосмотра и эксперты перечислили важные моменты для подготовки к процедуре:
- снять незарегистрированные элементы тюнинга;
- снять лишние устройства на лобовом стекле и крепления под них;
- отрегулировать свет фар;
- проверить тормоза, включая возможные подтекания;
- проверить наличие глушителя (некоторые покупают б/у автомобили без них, не зная об этом);
- проверить истертость шин.
2. Кому сейчас нужна диагностическая карта? Разве это теперь не добровольная процедура?
Техосмотр для частного автотранспорта действительно перевели на добровольную основу. Более того, при оформлении полиса ОСАГО страховщики теперь не имеют права требовать диагностическую карту. Однако в ряде случаев техосмотр остается обязательным. А именно:
- для всех легковых автомобилей старше четырех лет при перерегистрации на нового владельца;
- после проведении тюнинга;
- после замены основных запчастей и агрегатов — например, при замене мотора или установке газобалонного оборудования;
- при использовании личного транспорта в служебных целях;
- при использовании личного транспорта для работы в такси;
- при выезде в страны Евросоюза для автомобилей любого возраста, включая новые (документ российского образца потребуют на границе и без него не пропустят; если документа не окажется при выезде, водителя оштрафуют на сумму около €55).
3. Как в ГИБДД проверяют техосмотр и что будет, если карта серая?
Ряд автомобилистов в России продолжают пользоваться услугами серых диагностических пунктов техосмотра. У них есть открытый доступ к официальной базе ЕАИСТО, куда операторы могут вносить данные о якобы пройденном техосмотре. При этом фактически автомобили на пункты не приезжают, а чтобы обойти требование об обязательной фотосъемке машины и проводящего проверку специалиста, карты дорабатывают с помощью фотошопа: вклеивают изображения автомобилей на пунктах и даже самих экспертов. Как рассказали Autonews.ru операторы пунктов техосмотра, иногда их серые конкуренты даже просят самих водителей сфотографироваться рядом с машинами, чтобы выдать их за экспертов.
Как предупредили в ГИБДД в ответ на запрос Autonews.ru, инспекторы имеют полное право проверить действительность такой диагностической карты при обращении для перерегистрации на нового собственника. Так, в пресс-службе Управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве пояснили, что при выявлении признаков оформления диагностической карты на транспортное средство, технический осмотр которого фактически не проводился, в ГИБДД начнут проверку работы оператора технического осмотра в рамках ст. 14.4.1. КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств».
👉 Машины с поддельным техосмотром начали снимать с регистрации в ГИБДД
При этом, как подчеркнули в ГИБДД, пришедшего с такой картой водителя в регистрационном подразделении не развернут и услугу окажут. Но потом проблемы все-таки могут возникнуть.
«В проведении регистрационного действия в отношении такого транспортного средства водителю не отказывают», — пояснили в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Москве.
Но если проверка подтвердит сомнения и оператора техосмотра привлекут к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП РФ, диагностическую карту аннулируют, а машину с регистрации просто снимут.
«После принятия решения о привлечении оператора технического осмотра к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП РФ диагностическая карта аннулируется. Государственный учет транспортного средства, постановка которого осуществлена на основании диагностической карты, признанной впоследствии недействительной, прекращается», — говорится в ответе ведомства на запрос Autonews.ru.
4. Что будет с ценами на техосмотр? Насколько они вырастут, когда и почему?
Операторы пунктов техосмотра давно просили власти отказаться от государственного регулирования цен на услугу и дать возможность рынку самому определить приемлемую стоимость получения диагностической карты. Так, сейчас цены на госуслугу определяют региональные власти и повышать их операторы не имеют права. Цена колеблется в районе 500–900 руб., при этом, по словам представителей Союза операторов технического осмотра, в некоторых регионах цены не индексировали более десяти лет. В то же время цены на оборудование и его обслуживание постоянно растут. Операторы просили привязать цену к стоимости цены нормо-часа на СТО. В Москве это, к примеру, около 2,5–3 тыс. руб.
В итоге в ФАС разработали новую методику, которая позволит скорректировать цены как минимум с учетом инфляции. Также она включает второй подход: при определении цен учитывать затраты операторов.
Как пояснили в пресс-службе ФАС, в настоящий момент методика находится на регистрации в Минюсте. Документ вступит в силу по истечении десяти дней со дня ее опубликования. При этом местные власти смогут рассчитывать предельные тарифы на техосмотр на основании методики только начиная с 2023 года.
«При разработке документа ФАС провела анализ действующих тарифов на техосмотр и установила, что в ряде регионов тарифы не изменялись с 2012 года либо изменялись менее чем на размер инфляции. Для обеспечения целесообразности работы пунктов техосмотра и сохранения доступности этой услуги для водителей в методике скорректированы подходы к определению предельного размера платы за прохождение техосмотра», — пояснили Autonews.ru в пресс-службе ФАС.
При этом в методике на 2023–2024 годы предусмотрен переходный период. В это время максимальная цена техосмотра в каждом регионе будет рассчитываться таким образом: текущую цену услуги умножат на накопленный уровень инфляции по стране. У операторов также будет право предоставить обосновывающие документы для установления тарифов. В случае, если такие сведения подадут не менее 50% операторов, тариф будет рассчитан на их основании по специальным формулам.
В ФАС также разработали нижний предел для максимальной стоимости услуги, ниже которого предельная стоимость техосмотра в регионе после перерасчета быть не может.
Так, для легковых автомобилей это 913 руб. В Москве его предельный размер с 2012 года не пересматривался и составляет 720 руб. Это означает, что после перерасчета по накопленной инфляции или данным операторов его максимальная установленная стоимость в Москве в 2023 году не может быть ниже 913 руб., при этом операторы будут вправе устанавливать и меньшую стоимость услуги.
По истечении переходного периода будет применяться общий порядок: тарифы на очередной календарный год будут устанавливать на основании обосновывающих документов операторов, а в случае, если их предоставят менее 50%, — методом индексации на размер инфляции по стране за предшествовавший год.
Чтобы операторы могли при расчете новых цен учитывать не только инфляции, им нужно будет предоставить местным властями данные:
- о доходах и расходах пункта техосмотра;
- о стоимости фактических расходов на проведение техосмотра;
- о расходах на оплату труда;
- об аренде помещений;
- о коммунальных услугах;
- об амортизации;
- о налогах и сборах, включая земельный и транспортный налоги.
На основании собранных данных каждый регион разработает среднюю ставку для работы всех пунктов.
Пока операторы затрудняются подсчитать, сколько же будет теперь стоить техосмотр. Однако в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате заявили, что в Москве тарифы на техосмотр не меняли около десяти лет. По оценкам гильдии, в таком случае с учетом инфляции тарифы на техосмотр в столице должны вырасти в среднем на 70%. Участники отрасли такие изменения поддержали.
5. Когда ГИБДД может проверить диагностическую карту и есть ли штраф?
Как пояснял во время пресс-конференции в начале 2022 года заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, проверить наличие диагностической карты у автомобилиста инспекторы имеют право, только если неисправность заметна визуально, например у машины течет масло.
«Если водитель прошел техосмотр и ему выдана диагностическая карта, то в этой ситуации сотрудники ГИБДД при осуществлении государственного контроля могут проверить техническое состояние такого транспортного средства, только когда они визуально могут заметить техническую неисправность, влияющую на безопасность дорожного движения», — объяснял Кузин.
Сами инспекторы в беседах с корреспондентом Autonews.ru пояснили, что информация о наличии или отсутствии карты у них высвечивается при проверке машины с помощью планшета — водителю даже не придется предоставлять им бумажную карту. За отсутствие техосмотра, если он необходим, водителю грозит штраф 2 тыс. руб.