Какие полосы и в каких ситуациях занимать? И чем чревато несоблюдение соответствующих пунктов ПДД?
Что такое полоса движения
В общих положениях ПДД (п. 1.2) читаем: «Полоса движения — это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд». Если полосы движения не выделены разметкой, то, согласно п. 9.1 ПДД, их количество определяется «самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними». Глазомер вам в помощь!
Движение по полосам в городе
Главное правило при выборе полосы в населенном пункте простое: если дорога для движения в каком-либо направлении имеет более двух полос, то занимать крайнюю левую можно, только когда по остальным идет плотный поток транспорта (п. 9.4 ПДД). Это относится и к проходящим через населенные пункты автомагистралям, и дорогам для автомобилей, обозначенным знаками 5.1 и 5.3 соответственно.
Все тот же п. 9.4 ПДД предупреждает любителей «поиграть в шашечки»: «При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для:
- поворота налево или направо;
- разворота;
- остановки;
- объезда препятствия.
По правой полосе
- Есть категория транспортных средств (ТС), которым предписывается в большинстве ситуаций двигаться только по крайней правой полосе как в городе, так и на трассе. Это ТС, «скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость». Покидать «полосу прописки» тихоходы могут только для объезда препятствия, обгона, перестроения перед поворотом налево, разворота, остановки в разрешенных случаях на левой стороне дороги (п. 9.5 ПДД).
- Остальные ТС обязаны занять крайнюю правую полосу для выполнения поворота направо. При этом, согласно п. 8.6 ПДД, при повороте на дорогу с двумя и более полосами движения в каждом направлении ТС должны по возможности также занимать крайнюю правую полосу.
- Исключением является ситуация, когда знаки движения по полосам (5.15.1 или 5.15.2) разрешают поворот направо из нескольких рядов. Тогда поворот выполняется с сохранением полосы движения. Тот, кто двигался по второй справа полосе до выполнения поворота, должен занять ее же после поворота.
- В случае поворота направо из нескольких полос на однополосную дорогу преимущество имеет ТС, выполняющее маневр из крайней правой полосы (п. 8.4 ПДД).
- При выезде на дорогу с реверсивным движением, что обозначает знак 5.10, водители обязаны занять крайнюю правую полосу (п. 9.8 ПДД). В этой ситуации при повороте направо из нескольких рядов преимущество имеет ТС, выполняющее маневр из крайней правой полосы.
По левой полосе
- Водитель обязан занять крайнюю левую полосу для выполнения поворота налево и разворота. Эти действия выполняются с трамвайных путей (при наличии) попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо дублирующей их разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю (п. 8.5 ПДД).
- Если знаки 5.15.1 или 5.15.2 предписывают поворот налево из нескольких рядов, тогда тот, кто двигался, например, по второй слева полосе, но намерен перестроиться в крайнюю левую полосу после поворота, должен уступить дорогу ТС, поворачивающему из крайней левой полосы (постановление Верховного суда № 11-АД16-13 от 04.07.2016). Это же положение действует в случае поворота налево из нескольких полос на однополосную дорогу.
- При выезде на дорогу с реверсивным движением, что обозначает знак 5.10, водители обязаны занять крайнюю правую полосу (п. 9.8 ПДД). В этой ситуации при повороте налево из нескольких рядов преимущество имеет ТС, выполняющее маневр из полосы, расположенной правее.
- Если поворот налево из крайней левой полосы разрешен, в том числе знаками 5.15.1 или 5.15.2, то разрешается и разворот (гл. 5 ПДД).
- Разворот разрешается только из крайней левой полосы даже при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2, позволяющих совершить поворот налево из нескольких полос.
Движение по полосам вне города