С 1 сентября 2022 года вступили в силу новые примерные программы обучения кандидатов в водители, ранее их утвердило Минпросвещения.
Напомним, что c апреля 2021 года в ГИБДД объединили «площадку» и «город» при приеме практического экзамена: по мнению ведомства, водители должны готовиться к поездкам на машине в обычной жизни, а не заучивать упражнения.
Часы практики
Согласно приказу Минпросвещения, который вступил в силу с 1 сентября, новые программы предусматривают перераспределение часов практических занятий в пользу обучения в реальных условиях. До изменений из 56 часов практики, отведенных для обучения на права категории «В» (легковые автомобили), 24 часа было выделено на «площадку» и 32 — на «город». Теперь кандидаты в водители будут проводить в городе 38 часов и только 18 — на площадке. Однако этого изменения, по мнению председателя правления Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой, недостаточно.
«В ГИБДД изменили порядок приема экзамена, что правильно: в мировой практике нет разделения «площадки» и «города». Но при этом у нас нет понятных единых методик, по которым нам нужно готовить водителей. В документе просто указано, что кандидата нужно обучать на городских дорогах с интенсивным движением, среднеинтенсивным движением и низкоинтенсивным движением. А что мы там должны с ним делать, непонятно. Получается, что каждый инструктор решает сам, как ему учить автомобилиста и на что тратить часы», — поделилась Зайцева.
Эксперт указала и на еще один недостаток в организации процесса получения водительских прав — уже при сдаче самого практического экзамена.
«Например, вот соединили два этапа практического экзамена в ГИБДД. Раньше на каждом можно было получить по пять штрафных баллов. А теперь заданий стало больше, время экзамена фактически не ограничено, инспектор ГИБДД при желании может гонять ученика по заданиям несколько раз, если у него есть какие-то сомнения. При этом ошибаться можно только на прежние пять баллов», — указала Зайцева.
Поездки новичков по магистралям и сокращение обучения на другие категории
Еще нововведение — возможность обучать кандидатов в водители на магистралях, то есть на дорогах, где скорость движения может достигать 110 км/ч. Однако, как указала Зайцева, большинство автошкол и так начали выезжать с учениками на скоростные дороги, как только такая возможность появилась в ПДД — с 1 января 2020 года.
👉 Билеты ГАИ, на которых сыплются даже опытные водители. Разбор
Также изменения предусматривают сокращение программы для водителей, у которых уже есть права, но которые хотят открыть в них новую категорию. Например, обладатели мотоциклетных прав смогут получить допуск к управлению автомобиля пройдя сокращенный втрое теоретический курс. И, как вновь обратила внимание Зайцева, прежние программы точно так же допускали возможность быстрее пройти курс обучения, если у автомобилиста уже открыты права других категорий.
Настоящим нововведением в программе станут курсы «Электронные системы помощи водителю» и «Изучение особенностей управления автомобилями с высокой степенью автоматизации». Как пояснила Зайцева, изначально программы решили изменить как раз для того, чтобы включить в них обучение обращению с автопилотами. Но из-за начавшей действовать в то время «регуляторной гильотины», не позволяющей постоянно вносить правки в документ, программы пришлось обновлять полностью. В итоге, по мнению представителя профессионального сообщества, никаких значимых изменений, которых так ждали автошколы, так и не произошло.
По словам Зайцевой, практическую часть программ нужно серьезно дорабатывать. «Пока перед автошколами указаны задачи, но нет упражнений, задач и примеров», — заявила эксперт.
Что еще находится на рассмотрении по новым программам
Подробности о предложениях, которые автошколы надеются включить в обновленные программы, раскрыл Autonews.ru председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов. По его словам, представители автошкол просили удалить из курса сложную техническую часть, которая в реальной жизни автомобилистам, по мнению Ачкасова, уже не нужна.
«У нас было два предложения. Мы просим, чтобы нас избавили от необходимости обучать кандидатов правилам грузоперевозок и пассажироперевозок, работе двигателей и так далее. Если водителю нужны профессиональные знания, он может получить их отдельно, но не в рамках базового курса для обычных водителей», — отметил Ачкасов.
👉 Автошколам предложили ввести восемь новых упражнений на площадке
Второе предложение, которое, как ожидает Ачкасов, поддержат в министерстве, — включение в программы так называемых тестов на умение читать дорогу.
«Работает этот тест так: водителям показывают короткие видеоролики, не более 30 с каждый, с примерами распространенных опасных ситуаций за рулем и ошибок, которые допускают водители. Ситуацию с разными исходами показывают на видеопримере. И так несколько десятков роликов. По итогу просмотра — небольшой тест. В программе это заняло бы всего несколько часов», — привел пример Ачкасов.
По словам эксперта, пока неизвестно, какие именно из направленных предложений автошкол Минпросвещения учтет, а какие — нет. Сейчас все предложения оценивают как с правовой, так и с практической точек зрения. Autonews.ru направил в ведомство соответствующий запрос.