В Госавтоинспекции отказались от внедрения на дорогах новых табличек, разрешающих поворот направо на красный сигнал светофора. Речь идет о табличке «Уступи всем и можно направо». Как следует из письма на запрос Autonews.ru из МВД России (согласовывает все ответы ГИБДД), в ведомстве назвали эксперимент неудачным и возвращаться к нему не планируют.
Ранее такие дополнения на светофорах можно было увидеть в Москве и Подмосковье, а также в ряде регионов, включая Белгородскую область. Вместо нее ГИБДД предлагает альтернативы. Разбираемся, насколько полезна была табличка и есть ли шансы ее вернуть.
«Уступи всем и можно направо»: что за табличка
Специальные дополнительные таблички и нарисованные зеленые стрелки на светофорах устанавливали в России несколько последних лет в рамках тестирования. Такую стрелку придумали, чтобы при возможности правого поворота водители не ждали специального сигнала светофора, а сами, оценив ситуацию, пропускали пешеходов и поворачивали. Таким образом водители, по замыслу разработчиков, меньше стояли в пробках.
Основной смысл идеи — экономия, поскольку таблички из металла дешевле обычных электрических светофорных секций. При этом функцию по снижению пробок и ускорению движения потоков, по мнению авторов таблички из аналитического центра «Пробок.Net», такая стрелка выполняет не хуже классической электрической секции.
Как пояснил в беседе с Autonews.ru глава «Пробок.Net» Александр Шумский, установка табличек может быть полезна в небольших городах, бюджеты которых не позволяют вкладывать большие средства в модернизацию дорожного устройства. Из-за недостатка ресурсов в регионах нередко используют старые светофоры без дополнительных секций, а водителям приходится простаивать в ожидании общего зеленого сигнала светофора для их потока.
«Сама электрическая секция для светофора в виде зеленой стрелки стоит около 6–7 тыс. руб., при этом к ней нужна вторая, страховочная, — рассказал Шумский. — А самые большие расходы связаны с установкой контроллеров для светофоров, которые отслеживают работу устройств, движение потоков и переключают светофоры в нужный момент. Самые простые стоят по 300–500 тыс. руб., а если у них есть возможность подключаться к городской интеллектуальной транспортной системе (ИТС), цены доходят до нескольких миллионов рублей. И все закупки нужно делать очень долго: проводить тендеры, согласования».
При этом, по словам Шумского, себестоимость альтернативной таблички составляет около 300 руб.
«В некоторых небольших городах, например Владимире, на складах вообще нет дополнительного оборудования и этих секций для светофоров. В итоге там просто стоят обычные устройства. А там, где таблички протестировали, специалисты сразу же отметили моментальный эффект. При этом никаких сложностей у водителей с восприятием информации нет — подписи можно быстро прочитать и понять, как действовать: пропустить людей и спокойно повернуть», — сообщил Шумский.
Какой эффект на дорогах от такой таблички
В «Пробок.Net» с 2013 года пытаются добиться необходимых для этого изменений в ПДД. Позже идея была поддержана теперь уже бывшим первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Однако после его ухода в 2018 году из аппарата правительства, а заодно и с поста главы правительственной комиссии по безопасности дорожного движения идея забуксовала. В ГИБДД назвали ее противоречащей Венской конвенции о безопасности движения. Согласно этому документу основные ПДД во всех странах-участницах должны быть унифицированы.
Единственное, чего за все время добились авторы идеи, — это возможности дать регионам самим экспериментировать с табличками, не дожидаясь решений по изменению ПДД.
Это стало возможным благодаря специальному ГОСТу, позволяющему локально тестировать нововведения, не опасаясь санкций со стороны ГИБДД.
По такому принципу в России запускали теперь уже привычную «вафельницу» — желтую разметку, упрощающую вынесение штрафов с камер за выезд на загруженный перекресток и создание помех перпендикулярному потоку транспорта. Еще один пример — диагональные пешеходные переходы. В итоге эксперименты, по мнению авторов изменений, завершились удачно.
«Согласно нашим измерениям, на экспериментальных участках на 50% выросла интенсивность движения, пробки стали ниже, за все время не произошло ни одного ДТП», — рассказал Шумский.
Из ЦОДД Москвы при этом оценки поступили критические: «Установка табличек «Уступи всем и можно направо» реализуется исключительно в городах с низким значением транзитного потока, когда подавляющее большинство водителей знакомо со сложившейся организацией дорожного движения», — сообщали после окончания тестирования корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе ЦОДД.