Королева Елизавета II всю жизнь интересовалась автомобилями и частенько появлялась за рулем даже в весьма почтенном возрасте. Среди ее любимых моделей были Land Rover, Jaguar и Bentley, хотя встречались и куда более демократичные Vauxhall и Rover. Впрочем, разбирать автопарк Ее Величества совсем не так интересно, как проследить тот путь, который проделал весь автомобильный мир за 96 лет от рождения королевы до ее смерти.
1926 год
21 апреля в семье принца Альберта и леди Елизаветы Боуз-Лайон рождается первенец — девочка, которой суждено стать королевой Великобритании. К тому времени автомобильная промышленность Соединенного Королевства уже занимает лидирующие позиции на планете. Ответом на вопрос «Какой автомобиль самый лучший в мире?» для многих становится Rolls-Royce (роскошный Phantom первого поколения пошел в серию за год до рождения Елизаветы), а над гоночными трассами гремит имя Bentley.
Совсем еще юный суточный марафон в Ле-Мане (он лишь на три года старше королевы) уже видел победу Bentley 3 Litre в 1924-м, а с 1927-го британские «гоночные грузовики» становятся непобедимой силой на кольце Сартэ. Bentley Boys, как называли пилотов темно-зеленых машин, выигрывают четыре марафона подряд, и один из этих триумфов оказывается на счету модели Blower, оснащенной диковинным для того времени приводным нагнетателем.
Только представьте: 240 л.с., максимальная скорость более 220 км/ч — и все это на архаичном рамном шасси, не так далеко ушедшем по конструкции от телеги. Следующий период доминирования британской техники в Ле-Мане наступит только в 1950-х с приходом Jaguar, но образ классических Bentley, мчащихся по прямой Мюльсан, оставил в истории не меньший след.
1947 год
20 ноября в Вестминстерском аббатстве проходит свадьба молодой принцессы Елизаветы с принцем Филиппом Маунтбеттеном. Этому счастливому союзу суждено будет продержаться более 70 лет — до тех пор, пока супругов не разлучит смерть. А пока в жизни Елизаветы начинается новая глава — как и в истории автомобилестроения.
Одни компании пытаются удержаться на плаву в послевоенный кризис, выпуская устаревшие модели конструкции 1930-х годов, но другие уже предлагают нечто иное. За год до свадьбы принцессы появляется ГАЗ М-20 «Победа» — один из первых в мире серийных автомобилей с так называемым понтонным (да к тому же несущим) кузовом, где пороги и крылья были вписаны в общую форму, а не являлись отдельными элементами. Очень скоро такая архитектура станет стандартной почти для всех машин на планете.
11 мая 1947-го, за полгода до церемонии бракосочетания в Вестминстере, молодой итальянский гонщик и конструктор представляет первый спортивный автомобиль, названный собственным именем. Речь идет о Ferrari 125 S — эффектной и очень быстрой машине, которая к концу года успела выиграть шесть из 14 гонок. Отсюда началась головокружительная история команды Энцо Феррари, а двигатель Colombo V12, пережив невероятное количество модификаций и доработок, оставался в строю аж до конца 1980-х.
К слову, год спустя, в 1948-м, дебютирует еще одна знаковая машина имени своего создателя — Porsche 356 — и тогда же в британском Солихалле соберут первые экземпляры одного из любимейших автомобилей Ее Величества — Land Rover.
1952 год
6 февраля, когда Елизавета и Филипп находились на отдыхе в Кении, мир облетела новость о смерти короля Георга VI. 26-летняя принцесса взошла на престол, хотя церемония коронации состоялась лишь летом 1953 года. И только посмотрите, какие славные имена зажигаются на автомобильном небосклоне именно в это время: Cadillac Eldorado, Chevrolet Bel Air и Corvette, Aston Martin DB2, AC Ace (тот самый родстер, который потом превратится в Shelby Cobra).
Мир входит в золотой век автомобилестроения: хрома на роскошных американских моделях становится все больше, хвостовые плавники растут выше, мощности и скорости достигают немыслимых значений, а экология и расход топлива волнуют еще далеко не всех.