Разбираемся, какие штрафы за неправильную перевозку детей существуют, какие виды удерживающих устройств есть и как правильно выбрать наиболее безопасное.
Эксперты в этом материале:
Александр Холодов, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК;
Юрий Телегин, ведущий юрист Европейской юридической службы.
Штраф за отсутствие детского кресла
Штрафы за езду без детского автокресла прописаны в ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ [3] и составляют от 3 тыс. до 100 тыс. руб. При этом с точки зрения закона нет разницы, одного или двух детей перевозят с нарушением — сумма штрафа будет единой. Но если водитель дважды или трижды за день нарушает правило, сотрудники ГИБДД выпишут штраф за каждый случай. При оплате квитанции в течение 20 дней можно получить скидку 50%.
Штрафы за перевозку детей без автокресла | |
Для физических лиц | 3000 руб. |
Для должностных лиц | 25000 руб. |
Для юридических лиц | 100000 руб. |
Есть мнение, что существующая система штрафов за отсутствие детского автокресла равна его стоимости, говорит Александр Холодов, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК. Когда для физических лиц он повысился до 3 тыс., это стало работать.
«Люди понимали, что проще один раз заплатить за кресло, чем постоянно оплачивать штраф. Поэтому эта логика работает, и она правильная», — говорит он.
С ним согласен и второй эксперт. «Сами по себе размеры штрафов выглядят соответствующими нарушению. Однако справедливости более отвечало бы установление нижнего и верхнего пределов указанных штрафов», — добавляет Юрий Телегин, ведущий юрист Европейской юридической службы.
👉 Водителям напомнили, до какого возраста детей нельзя сажать спереди
В случае с юридическими лицами есть несколько нюансов. Здесь большой риск получить даже уголовное преследование по статье «За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», объясняет Александр Холодов. В этом случае водителю может грозить штраф до 300 тыс. руб. или лишение свободы до двух лет.
Юридически привлечь компанию сложно, говорит эксперт. Например, если речь об агрегаторе такси.
«Можно попробовать доказать, например, что они не выдали ему кресло, отправили на заказ, заведомо зная это, а в заказе указано, что будет ребенок, и точно компания не знала, что у родителей с собой кресла тоже не будет. Это настолько сложно все доказуемо, поэтому штраф всегда будет на водителе», — поясняет Александр Холодов.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и обратное за некоторыми исключениями [4], добавляет эксперт Юрий Телегин. Из этого следует, что в случае, если водитель нарушил правило, ответственность могут одновременно нести как водитель, так и компания (указанное юрлицо).
Зачем использовать детское кресло
Автокресло — это специальное устройство для безопасной перевозки детей в автомобиле. Это подтверждают не только многочисленные краш-тесты, но и законы физики. Когда транспортное средство сталкивается, например, с деревом или другой машиной, оно внезапно останавливается. При этом все, что не закреплено в салоне, по инерции продолжает двигаться, в том числе и пассажиры. В лучшем случае можно отделаться легким ушибом и испугом, в худшем — пробить головой лобовое стекло.
То же касается ситуаций, когда ребенка перевозят на коленях, просто удерживая руками. В момент аварии вес тела умножается на скорость, с которой движется автомобиль. Это означает, что при столкновении на 40 км/ч человек весом 50 кг создает усилие почти в 2 т — этого более чем достаточно, чтобы раздавить ребенка.
👉 Как правильно перевозить детей в машине — инструкция от ГИБДД
Эффективность автокресел с точки зрения безопасности подтверждает и официальная статистика: с ними риск травмирования детей в возрасте до четырех лет снижается на 80% и на 50% — до девяти лет [1]. Таким образом, ответ на вопрос, зачем использовать автокресло, очевиден — чтобы защитить ребенка. Даже если исключить полностью риск аварии — например, при поездках на короткие расстояния по безлюдной дороге, — кресло все равно нужно. Ведь когда ребенок зафиксирован, ему сложнее отвлекать водителя, он не сможет внезапно открыть дверь или взять какой-то предмет в салоне.
Правила перевозки детей
В правилах дорожного движения привычный всем термин «детское автокресло» не используется, вместо него — удерживающее устройство. Это определение более точное, поскольку включает в себя различные системы. Выбор того или иного зависит от возраста, веса и роста ребенка.
Возраст перевозки детей
- С рождения до шести лет — только в специальной детской удерживающей системе (ДУС), соответствующей росту и весу.
- От семи до 11 лет включительно разрешены два варианта. На переднем сиденье в удерживающем устройстве или на заднем в нем же, но с использованием штатного ремня.
- С 12 лет ребенок может ехать как на переднем, так и на заднем сиденье, но только со штатным ремнем [2].
Группы автокресел
- 0: от рождения и до шести месяцев, весом до 10 кг.
- 0+: до года и весом до 13 кг.
- 1: от года до четырех лет, весом 9–18 кг.
- 2: от трех до семи лет, весом 15–25 кг.
- 3: от шести до 12 лет, весом 22–36 кг.
Существуют комбинированные варианты, то есть предназначенные сразу для двух или трех групп. Например, есть модели 0+/1 или с пометкой 1–2–3 для возраста от девяти месяцев до 12 лет.
Тип крепления и фиксации
- Штатным ремнем — его в определенной последовательности пропускают через специальные кольца на кресле.
- Система ISOFIX — крепится кресло жестко к кузову автомобиля при помощи стальных скоб, в которые входят две металлические салазки в основании детского кресла.
В конструкции каждого автокресла предусмотрены свои встроенные ремни безопасности. По точкам крепления они делятся на трехточечные и пятиточечные. Но их используют только до определенного возраста. Позже, как правило после четырех лет, они могут не выдержать веса ребенка в момент аварии. Есть и альтернативные системы фиксации ребенка в кресле. Например, так называемый столик безопасности. Внешне он напоминает мягкую подушку. Его используют в основном в первой группе.
Виды удерживающих устройств для детей
Все автокресла делятся на три вида — автолюльки для новорожденных, обычные кресла и бустеры. Некоторые из них предназначены для определенного возраста, другие меняются по мере взросления ребенка.
Автолюльки
Автолюльки всегда устанавливают наоборот, то есть лицом против движения. Это связано с тем, что у новорожденных и детей до полугода очень слабые шея и позвоночник. Если кресло поставить по ходу движения, то в момент удара из-за сильного кивка головой ребенок может получить серьезные травмы. Почти все автолюльки можно использовать отдельно — как переноску, некоторые устанавливаются на базу от коляски. По способу крепления, бывают автолюльки как с ISOFIX, так и без. Они оборудованы собственными пяти- или трехточечными ремнями. Перевозить детей в автолюльке можно на переднем сиденье, но в этом случае следует отключить фронтальную подушку безопасности.
Стандартные кресла
Самая обширная группа, в которой представлены не только стандартные кресла, но и комбинированные варианты, — это так называемые трансформеры. Они изменяются по мере того, как растет ребенок. В них можно, например, переставлять ремни или убирать дополнительные подушки поддержки для первой группы. Их устанавливают по ходу движения как спереди, так и сзади. Тип крепления вариативен — ISOFIX или штатные ремни. Некоторые такие кресла могут менять угол наклона, что удобно, когда ребенок только начал сидеть или для сна в дороге. При желании дополнительно можно докупить различные гаджеты — столик, подстаканники и прочее.
Бустер
Бустер — это еще один тип удерживающего устройства, который используют преимущественно после семи лет. Конструктивно это тоже сиденье, у которого нет спинки. Бустер позволяет ребенку сидеть выше, благодаря чему штатный ремень правильно проходит через ключицу, а не шею. Некоторые кресла группы 2–3 или 3 сразу имеют в своей конструкции бустер. Для этого в нужное время родители просто отстегивают спинку и использую только базу.
Альтернативы детских кресел
На рынке также существуют некоторые типы устройств, которые условно можно отнести к категории альтернативных. Например, это бескаркасные кресла или совсем экзотические надувные. Отдельный вариант — адаптеры, позволяющие зафиксировать штатный ремень в правильном положении. С точки зрения безопасности каждое из них довольно спорное, и ответственность за выбор всегда лежит на родителях.
Недостатки в законе об автокреслах
Существующая система штрафов и требований по перевозке, по мнению экспертов, выглядит логичной. Но есть в законе некоторые нюансы, которые позволяют по-разному трактовать одни и те же формулировки. Например, ПДД не раскрывают в полной мере понятие «удерживающее устройство», говорит эксперт Юрий Телегин. Как результат, это вызывает сложности в вопросах отнесения к нему тех или иных приспособлений.
В частности, это касается различных бескаркасных и других альтернатив автокреслам. С одной стороны, прямого запрета на их использование в законе нет. С другой — все удерживающие устройства должны отвечать требованиям ГОСТ Р 41.44-05. Но и в нем нет ни слова о таких креслах. Но по факту многие из них подпадают под определение цельного детского удерживающего устройства — комплекта лямок или гибких элементов с пряжкой и крепления, с дополнительным сиденьем и противоударный экраном.