Его отцом был генерал Ли Цзин, который впоследствии стал слугой небесного царя. Его мать, леди Инь, рожала три года и шесть месяцев и родила лотос. Ли Цзин подумал, что она родила демона, и разбил лотос мечом. Цветок раскололся и из него вышел мальчик, который мог ходить и говорить с рождения.
Так, согласно китайской мифологии, появился на свет Нэчжа — бог-защитник и драконоборец, в честь которого назван вот этот необычный крутолобый кроссовер. Да и рождение заняло почти такой же срок: компания Hozon Auto была основана в октябре 2014 года, а в июне 2018-го состоялся официальный дебют марки Nezha — или, чтобы западному уху было привычнее, Neta. Что же это за неведома зверушка?
Hozonовый слой
Hozon — одна из самых молодых компаний не только в китайском автопроме, но и в мировом вообще. Это не чей-то дочерний бренд, не совместное предприятие или государственный проект на основе существующей фабрики. В 2014 году не было в принципе ни-че-го. За исключением амбиций Фана Юнчжоу — главного инженера Chery по гибридам и электромобилям.
Отдав корпоративной карьере 16 лет, он решил начать собственное дело и… пошел учиться в институт. Точнее, получать дополнительное образование в престижном университете Циньхуа у профессора Оуяна Мингао — гуру китайской электромобильности. Именно в стенах университета (и при его финансовой поддержке) рождается компания Zhejiang Hezhong New Energy Automobile, она же Hozon Auto.
Причем Фан Юнчжоу вообще не собирался заниматься автомобилями как таковыми. Он хотел стать поставщиком продвинутых IT-решений для сторонних производителей — подключение к «интернету вещей», информационные экосистемы и прочие подобные штуки. Но выяснилось, что для этого надо залезть очень глубоко в автомобильные «мозги», а компании не спешили пускать чужаков в такие интимные области. Поэтому для воплощения идей господину Юнчжоу пришлось делать машины самому.
В 2016 году начинается строительство «умной» фабрики в провинции Чжэцзян — тут помогли местные власти — а к 2018-му у Hozon Auto уже готова первая модель, неказистый компактный электрокроссовер Neta N01. Совсем не похоже на большинство современных стартапов, которые показывают ультрароскошные космолеты из фантастических фильмов, а потом год за годом обещают запустить их в серию, верно?
Но «Хозону» было главное не гнаться за хайпом, а начать работу, наладить процессы — и такой подход принес реальные плоды: суммарный тираж всех выпущенных моделей уже приближается к 150 тыс. экземпляров. Да и свой собственный «космолет», то есть стремительный седан Neta S, Фан Юнчжоу представил минувшей весной. Ну, а кроссовер Neta U, стоящий под мелким подмосковным дождиком, — средний из нынешней линейки. И, потенциально, самый интересный для обычного покупателя.
Не царевна, не лягушка
Выглядит Neta U как минимум нетривиально. В оформлении передней светотехники можно найти параллели с современными «Кадиллаками» или даже новым Kia Sportage, но все же прям похожего выражения лица у конкурентов не припомнить. Под дизайнерской светодиодной перемычкой на носу прячется еще одна: когда кроссовер стоит на зарядке, там светится индикация остатка в батарее. Решение логичное, но пока не повсеместное.
Ладный силуэт со сложными подштамповками на боковинах, сильно наклоненными задними стойками и лихим хвостиком спойлера, узкая полоска фонарей с набухшими «бутонами» на углах кузова — вроде бы здесь нет ни одной по-настоящему новой идеи, а чем дольше смотришь, тем больше нравится. И уж точно Neta U выглядит интереснее, чем Volkswagen ID.4 X — а именно его следует считать одним из прямых конкурентов.
Вы не ослышались: благодаря «серым» импортерам на безумном российском рынке существует какая-никакая конкуренция электрических кроссоверов. В диапазоне около 3,2-3,5 млн. рублей можно купить либо вот такой Hozon, либо VW, а еще Weltmeister EX5, BYD Song Plus или — чуть дороже — Renault Megane E-Tech. И если у вас есть стабильный доступ к розетке с электричеством, об этом стоит задуматься.
А почему нет? Например, соразмерный Tiguan у официалов сейчас стоит столько же — причем это будет базовая 125-сильная версия на «механике». Схожих денег попросят за топовый Geely Atlas Pro, и он (как же сложно это признавать!) по нынешним временам будет тянуть на рациональную покупку. Но ощущения прикольной игрушки точно не даст.
Привет, Сяо Ю!
Поначалу интерьер Neta U особо не удивляет: подумаешь, двухспицевый руль, три сенсорных дисплея и «парящий» центральный тоннель. Не такое видали. Кстати, кто додумался поставить на переднюю панель странные часики с калькуляторным шрифтом — неужели в Hozon пришли доживать свой век упорные люди из Toyota? .. Но это не совсем часики. Вернее, совсем не они.