С марта 2022 года на российском автомобильном рынке произошли масштабные изменения. Одни компании полностью его покинули, часть продали своим мощности за символические суммы, другие — в основном, китайские — значительно нарастили присутствие. При этом часть автобрендов до сих пор находится в состоянии неопределенности: производство и поставки приостановлены, но о полноценном прекращении деятельности пока официально не говорится. Оставшиеся без официальных поставок автомобилей дилеры начали самостоятельно привозить и продавать в России как автомобили привычных им брендов, так и совсем необычных марок. Autonews.ru актуализировал информацию о статусе самых важных для России автомобильных брендов.
Audi
Компания из Ингольштадта не имела локального производства в России. Уже весной поставки новых автомобилей были приостановлены, и официальных сообщений о возобновлении не поступало. С тех пор в глобальном подходе марки относительно работы в России ничего не изменилось. При этом российские дилеры Audi, которые остались без официальных поставок автомобилей, начали привозить их сами — по параллельному импорту. Например, некоторые сообщили о продаже электрокроссовера Q5, собранного в Китае. Его стоимость начинается от 6,5 млн руб.
При этом, несмотря на то, что Audi, как и большинство других брендов сообщила дилерам, что продолжит поддержку уже проданных автомобилей, запчасти на эти машины подорожали на 50-80% в зависимости от позиции. Одной из причин, по оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), стали проблемы с поставками популярных оригинальных деталей. К примеру, ветровые стекла для Audi Q7 вместо 90 910 руб. в марте 2022 года в декабре стали стоить уже 162 124 руб. (+78,33%).
BMW
10 февраля 2022 года баварский концерн подписал с калининградским заводом «Автотор» контракт на производство автомобилей на следующие шесть лет. В нем прописали, что до 2028-го включительно там будут выпускать кроссоверы X5, X6 и X7, а также седан 5-Series — причем по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов.
В марте эти планы были поставлены на паузу, равно как и импорт всех остальных автомобилей. Но официальное представительство BMW и Mini в России продолжает работать, планов по уходу с российского рынка никто декларирует: бренды в России продолжают хранить молчание.
При этом «Автотор», где в том числе собирали автомобили BMW, заявил о готовности возобновить работу со старыми партнерами, несмотря на планы завода начать производство автомобилей трех новых брендов. Но дальше этих сообщений дело не продвинулось. По этой причине дилеры BMW также начали сами ввозить в Россию автомобили этой марки: по их словам, машин из прежних запасов у них практически не осталось.
Привозить в основном обещают только более дорогие кроссоверы ценой 10-12 млн руб., чтобы окупить высокую стоимость доставки из Китая и Европы, откуда машины приходят обходными путями. Правда, некоторые менеджеры уверяют, что продают автомобили без гарантии — то есть чинить машины в случае поломки придется самому даже в первые два года владения, что, как уже указали юристы, противоречит нормам Закона о защите прав потребителей.
Помимо кроссоверов дилеров можно найти и новые спортивные купе. К примеру, BMW 2-Series. Модель должна была добраться до России к весне 2022 года и даже получила официальные рублевые ценники — от 3,3 млн руб. Теперь же дилеры просят за нее 5,5-7 млн руб.
Chevrolet и Cadillac
Концерн General Motors заметно сократил присутствие в России еще в 2015 году — тогда, к примеру, был закрыт завод в Ленинградской области. Теперь же американцы покинули отечественный рынок окончательно, причем попросту побросав все, что было. Дилеры остались без поддержки и начали закрываться, гарантийные обязательства перестали действовать. Автодилеры даже написали обращение на имя премьер-министра России Михаила Мишустина с просьбой компенсировать им убытки от ухода компании, но официальной реакции не последовало.
Citroen, Peugeot, Opel, Mitsubishi
У этих четырех марок есть общий завод в Калужской области, который находится в вынужденном простое с начала весны. Официальных сообщений о возможном возобновлении производства пока не поступало. Но и о сворачивании деятельности в России представители автокомпаний ничего не говорили. До февральских событий на предприятии выпускались коммерческие модели, седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также Mitsubishi Pajero Sport и Outlander.
Дилеры Mitsubishi тем временем уже наладили свои поставки автомобиля: Mitsubishi привозят в Россию через Объединенные Арабские Эмираты. К примеру, Mitsubishi Outlander с четырехцилиндровым двигателем 2,5 л мощностью 184 л.с., АКПП и передним приводом стоит от 3,45 млн руб.
Hyundai, Genesis и Kia
У корейцев в России сразу две сборочные площадки — собственная фабрика в Санкт-Петербурге и калининградский завод «Автотор». Первое предприятие, где раньше выпускались бестселлеры Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Creta, в настоящее время ничего не производит. А вот «Автотор» продолжал деятельность на протяжении всего лета.
В конце декабря Hyundai начала сокращать персонал на своем заводе в Санкт-Петербурге. Об этом корреспонденту Autonews.ru сообщили в пресс-службе компании. Как отметили представители Hyundai, причиной увольнения сотрудников стала приостановка производства, которая длится с марта 2022 года.
«Из-за продолжающейся приостановки производственных процессов компания «Хендэ Мотор» предпринимает шаги по оптимизации штата персонала в России. Компания выполнит все социальные обязательства перед сотрудниками, которых это затронет, включая выплату выходного пособия для уволившихся по соглашению сторон», — говорится в сообщении. Cейчас на предприятии числятся более 2,5 тыс. сотрудников, из них около 2,2 тыс. находятся в простое.
При этом популярные запчасти на Hyundai уже подорожали на 60%.
Geely
Компания Volvo, принадлежащая концерну Geely, с начала весны предпочитает хранить полное молчание. Дилеры уже начали собственные «параллельные» продажи автомобилей этих марок.
А вот китайские владельцы работают в штатном режиме: с завода в белорусском Жодино продолжают поступать кроссоверы Coolray и Atlas, из Китая едут купеобразные Tugella, продажи стабильно растут.
Правда, премьера флагманского кроссовера Geely Monjaro, которвая была намечена пока так и не состоялась. Но от самих планов по выпуску Monjaro на российский рынок в Geely не отказываются.
В октябре Geely прервала молчание и представила обновленный флагманский кроссовер Tugella для российского рынка. В ноябре машина поступила в продажу: ее предлагают в трех комплектациях по цене от 3 999 990 руб. Топовая версия кроссовера обойдется в 4 299 990 руб.
При этом некоторые отечественные дилеры решили не ждать, пока компания начнет продавать в России обновленные Atlas и начали самостоятельно завозить новую версию автомобиля. Кроссовер предлагают по цене от 3,07 млн руб.
А вот купить модели дешевле, например, в Белорусии, не получится — местные дилеры эти машины россиянам не продают.
Haval