branding imagebranding image
РБК АВТО
Рынок Мария Колесова
Подписаться на Telegram-канал

Какие автобренды еще остались в России. Статус на декабрь

Какие автомобильные компании сейчас работают в России, а какие могут уйти. Autonews.ru составил актуальный список брендов с их текущим статусом на конец 2022 года
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

С марта 2022 года на российском автомобильном рынке произошли масштабные изменения. Одни компании полностью его покинули, часть продали своим мощности за символические суммы, другие — в основном, китайские — значительно нарастили присутствие. При этом часть автобрендов до сих пор находится в состоянии неопределенности: производство и поставки приостановлены, но о полноценном прекращении деятельности пока официально не говорится. Оставшиеся без официальных поставок автомобилей дилеры начали самостоятельно привозить и продавать в России как автомобили привычных им брендов, так и совсем необычных марок. Autonews.ru актуализировал информацию о статусе самых важных для России автомобильных брендов.

Audi

Компания из Ингольштадта не имела локального производства в России. Уже весной поставки новых автомобилей были приостановлены, и официальных сообщений о возобновлении не поступало. С тех пор в глобальном подходе марки относительно работы в России ничего не изменилось. При этом российские дилеры Audi, которые остались без официальных поставок автомобилей, начали привозить их сами — по параллельному импорту. Например, некоторые сообщили о продаже электрокроссовера Q5, собранного в Китае. Его стоимость начинается от 6,5 млн руб.

При этом, несмотря на то, что Audi, как и большинство других брендов сообщила дилерам, что продолжит поддержку уже проданных автомобилей, запчасти на эти машины подорожали на 50-80% в зависимости от позиции. Одной из причин, по оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), стали проблемы с поставками популярных оригинальных деталей. К примеру, ветровые стекла для Audi Q7 вместо 90 910 руб. в марте 2022 года в декабре стали стоить уже 162 124 руб. (+78,33%).

BMW

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

10 февраля 2022 года баварский концерн подписал с калининградским заводом «Автотор» контракт на производство автомобилей на следующие шесть лет. В нем прописали, что до 2028-го включительно там будут выпускать кроссоверы X5, X6 и X7, а также седан 5-Series — причем по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов.

В марте эти планы были поставлены на паузу, равно как и импорт всех остальных автомобилей. Но официальное представительство BMW и Mini в России продолжает работать, планов по уходу с российского рынка никто декларирует: бренды в России продолжают хранить молчание.

При этом «Автотор», где в том числе собирали автомобили BMW, заявил о готовности возобновить работу со старыми партнерами, несмотря на планы завода начать производство автомобилей трех новых брендов. Но дальше этих сообщений дело не продвинулось. По этой причине дилеры BMW также начали сами ввозить в Россию автомобили этой марки: по их словам, машин из прежних запасов у них практически не осталось.

Привозить в основном обещают только более дорогие кроссоверы ценой 10-12 млн руб., чтобы окупить высокую стоимость доставки из Китая и Европы, откуда машины приходят обходными путями. Правда, некоторые менеджеры уверяют, что продают автомобили без гарантии — то есть чинить машины в случае поломки придется самому даже в первые два года владения, что, как уже указали юристы, противоречит нормам Закона о защите прав потребителей.

Помимо кроссоверов дилеров можно найти и новые спортивные купе. К примеру, BMW 2-Series. Модель должна была добраться до России к весне 2022 года и даже получила официальные рублевые ценники — от 3,3 млн руб. Теперь же дилеры просят за нее 5,5-7 млн руб.

Chevrolet и Cadillac

Концерн General Motors заметно сократил присутствие в России еще в 2015 году — тогда, к примеру, был закрыт завод в Ленинградской области. Теперь же американцы покинули отечественный рынок окончательно, причем попросту побросав все, что было. Дилеры остались без поддержки и начали закрываться, гарантийные обязательства перестали действовать. Автодилеры даже написали обращение на имя премьер-министра России Михаила Мишустина с просьбой компенсировать им убытки от ухода компании, но официальной реакции не последовало.

Citroen, Peugeot, Opel, Mitsubishi

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

У этих четырех марок есть общий завод в Калужской области, который находится в вынужденном простое с начала весны. Официальных сообщений о возможном возобновлении производства пока не поступало. Но и о сворачивании деятельности в России представители автокомпаний ничего не говорили. До февральских событий на предприятии выпускались коммерческие модели, седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также Mitsubishi Pajero Sport и Outlander.

Дилеры Mitsubishi тем временем уже наладили свои поставки автомобиля: Mitsubishi привозят в Россию через Объединенные Арабские Эмираты. К примеру, Mitsubishi Outlander с четырехцилиндровым двигателем 2,5 л мощностью 184 л.с., АКПП и передним приводом стоит от 3,45 млн руб.

Hyundai, Genesis и Kia

У корейцев в России сразу две сборочные площадки — собственная фабрика в Санкт-Петербурге и калининградский завод «Автотор». Первое предприятие, где раньше выпускались бестселлеры Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Creta, в настоящее время ничего не производит. А вот «Автотор» продолжал деятельность на протяжении всего лета.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

В конце декабря Hyundai начала сокращать персонал на своем заводе в Санкт-Петербурге. Об этом корреспонденту Autonews.ru сообщили в пресс-службе компании. Как отметили представители Hyundai, причиной увольнения сотрудников стала приостановка производства, которая длится с марта 2022 года.

«Из-за продолжающейся приостановки производственных процессов компания «Хендэ Мотор» предпринимает шаги по оптимизации штата персонала в России. Компания выполнит все социальные обязательства перед сотрудниками, которых это затронет, включая выплату выходного пособия для уволившихся по соглашению сторон», — говорится в сообщении. Cейчас на предприятии числятся более 2,5 тыс. сотрудников, из них около 2,2 тыс. находятся в простое.

При этом популярные запчасти на Hyundai уже подорожали на 60%.

Geely

Компания Volvo, принадлежащая концерну Geely, с начала весны предпочитает хранить полное молчание. Дилеры уже начали собственные «параллельные» продажи автомобилей этих марок.

А вот китайские владельцы работают в штатном режиме: с завода в белорусском Жодино продолжают поступать кроссоверы Coolray и Atlas, из Китая едут купеобразные Tugella, продажи стабильно растут.

Фото: Geely
Фото: Geely


Правда, премьера флагманского кроссовера Geely Monjaro, которвая была намечена пока так и не состоялась. Но от самих планов по выпуску Monjaro на российский рынок в Geely не отказываются.

В октябре Geely прервала молчание и представила обновленный флагманский кроссовер Tugella для российского рынка. В ноябре машина поступила в продажу: ее предлагают в трех комплектациях по цене от 3 999 990 руб. Топовая версия кроссовера обойдется в 4 299 990 руб.

Фото: Geely
Фото: Geely

При этом некоторые отечественные дилеры решили не ждать, пока компания начнет продавать в России обновленные Atlas и начали самостоятельно завозить новую версию автомобиля. Кроссовер предлагают по цене от 3,07 млн руб.

А вот купить модели дешевле, например, в Белорусии, не получится — местные дилеры эти машины россиянам не продают.

Haval

Фото: Haval
Фото: Haval

Бесспорно, это самая активная иностранная компания в современной России. Собственный завод Haval под Тулой безостановочно варит, красит и собирает кроссоверы Jolion и F7/F7X, внедорожники H9, а также пикапы Great Wall Poer. Более того, на счету Haval главная автомобильная премьера этого года — харизматичный кроссовер Dargo.

В декабре в Минпромторге привели свежие данные по Haval, сообщив, что в компании «подстраивают производство под объемы продаж». Там добавили, что в настоящий момент в наличии у дилеров все модели Haval: выпускается порядка 140 автомобилей в день. В ноябре Haval стал вторым брендом по объемам продаж в России после АвтоВАЗа.

12 декабря материнская компания Great Wall Motor запустила в России новый бренд внедорожников премиум-класса — TANK, продажи которых начнутся в начале 2023 года. Россиянам уже показали первые две модели, Tank 300 и Tank 500.

Tank 300 — самый младший представитель линейки китайских внедорожников Tank. Автомобиль оснащен бензиновым двухлитровым двигателем мощностью 220 л.с. с крутящим моментом 381 Н·м, который работает вместе с восьмиступенчатым «автоматом». Привод на все четыре колеса. Разогнаться до 100 км/ч Tank 300 способен за 9,5 сек.
 

Фото: Tank
Фото: Tank


Силовой агрегат Tank 500 состоит из девятитступенчатой АКПП и трехлитрового двигателя V-6 мощностью 299 л.с. и крутящим моментом 500 Н·м. Линейка Tank также компонуется гибридными установками с электродвигателем — как классическими, так и подключаемыми.

Цены на модели пока не известны. Однако неофициально дилеры уже продают модель Tank300 за 5,7 млн руб.

Jaguar и Land Rover

Британцы одними из первых объявили о прекращении поставок в Россию, причем развернули на таможне даже те автомобили, которые уже должны были попасть в нашу страну. Однако о полном сворачивании деятельности речи пока не идет, дилеры продолжают выполнять гарантийное обслуживание и даже продавать новые машины, ввезенные уже по «параллельному импорту». Правда, на такие экземпляры заводская гарантия не распространяется — и в JLR пообещали за этим строго следить.

Lada

Российский концерн из России, разумеется, никуда не уходит. Однако новостей у «АвтоВАЗа» накопилось предостаточно. Навсегда прекращена сборка Lada XRay, Granta и Niva Travel лишились ABS и подушек безопасности, производство обновленной Vesta NG толком не началось и теперь переносится из Ижевска в Тольятти, чтобы возобновиться весной 2023-го. Тогда же должен состояться перезапуск Lada Largus на платформе B0.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Параллельно идет разработка электрического e-Largus. Так, в конце декабря АвтоВАЗ представил прототип электрокара. Автомобиль будет доступен клиентам в двух версиях — пассажирский автомобиль и коммерческий фургон.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Первые прототип модели оборудовали одним электромотором мощностью 110 кВт (150 л.с.). Разгон до сотни займет у машины менее 10 с. Максимальная скорость — 145 км/ч. Запас хода у электрокара составит около 400 км при одном водителе и 100 кг полезной нагрузки.

Также в компании принято принципиальное решение о создании кроссовера на платформе «Весты». А вот специально модифицированные для России новые Renault Logan и Sandero в Тольятти выпускаться точно не будут. Впрочем, разработку следующей Lada Granta на модульной платформе CMF-B, доставшейся в наследство от Renault, решено продолжить.

Mazda

Совместное предприятие Mazda-Sollers во Владивостоке раньше выпускало кроссоверы CX-5 и CX-9, седаны Mazda6, а также двухлитровые атмосферные двигатели Skyactiv-G. Продолжительное время деятельность приостановлена из-за отсутствия комплектующих.

В ноябре Mazda решила продать свою долю в Mazda Sollers Manufacturing Rus (совместное предприятие японского концерна с «Соллерсом»), которая занималась сборкой автомобилей на заводе во Владивостоке.

Сделка состоялась вскоре после этого объявления: в декабре «Соллерс» закрыла сделку о покупке доли Mazda на заводе во Владивостоке. Сумма сделки составила €1, при этом японский концерн сохранил за собой право выкупа своей доли на совместном предприятии в течение трех лет. Японская компания в связи с прекращением производства автомобилей во Владивостоке оценила свои убытки в размере ¥12 млрд ($82 млн).

Вскоре в «Соллерс» сообщили, что запустят сборку кроссоверов на мощностях бывшего совместного с Mazda предприятия. По словам представителей российской фирмы, автомобили новых партнеров станут заменой японских кроссоверов Mazda CX5 и CX9.

Mercedes-Benz

С начала марта деятельность компании была заморожена. В октябре Mercedes-Benz заявил о планах уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Всю собственность получит локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом».

Как сообщил гендиректор компании Андрей Ольховский, сделка завершится в течение декабря. Дилер займется техническим обслуживанием не только автомобилей, купленных у официальных поставщиков, но и машин, которые ввезли в страну по параллельному импорту. Помимо этого, «Автодом» планирует использовать мощности завода для сборки автомобилей. Топ-менеджер объяснил, что перезапуск предприятия займет около восьми-девяти месяцев, необходимо только определиться с новым партнером.

Завод построили в России в 2019 году: площадь предприятия составила 85 Га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб.
 

Nissan

Фото: Nissan
Фото: Nissan

Активность на заводе Nissan в Санкт-Петербурге была свернута с марта. В декабре предприятие бренда Nissan перешло под управление АвтоВАЗа: он должен перезапустить завод в 2023 году. Новым владельцем активов японского автопроизводителя стал ФГУП «НАМИ». Соответствующая сделка завершилась в конце ноября. Тогда стало известно, что в собственность Государственного научного центра «НАМИ» перешли все активы Nissan, включая производственные и научно-исследовательские мощности бренда в Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве. Согласно условиям соглашения Nissan оставляет за собой право выкупа собственности в течение шести лет.

Тем временем дилеры марки начали ввозить автомобили Nissan в Россию самостоятельно. К примеру, флагманский кроссовер Nissan Pathfinder нового поколения можно купить в Москве за 8,515 млн руб. При этом запчасти на Nissan подорожали уже на 70–200%.

Renault

В мае французский концерн, пожалуй, теснее всех связанный с Россией, объявил, что сворачивает деятельность и покидает рынок. Производство кроссоверов Duster, Kaptur, Arkana, а также легковых Logan и Sandero завершено навсегда, а столичный завод передан властям и переименован обратно в «Москвич». Контроль за исполнением гарантийных обязательств дилерами Renault по обслуживанию сотен тысяч проданных машин переданы «АвтоВАЗу»: подрезделение компании «Лада Имидж» должна обеспечивать поставки запчастей для ремонта, а также компенсировать дилерам Renault их расходы. В 2023 году части дилеров Renault предложат перейти на работу с брендом Lada.

Что касается производства, то в конце 2022 года на заводе «Москвич» в столице стартовало производство первых отечественных автомобилей под одноименным возрожденным брендом. 23 ноября публике представили первую модель — кроссовер «Москвич 3», который представлял собой китайский кроссовер JAC JS4.

Фото: Москвич
Фото: Москвич

Toyota и Lexus

Производство кроссоверов RAV4 и седанов Camry на собственном заводе Toyota в Санкт-Петербурге приостановлено было приостановлено в марте. В конце ноября Toyota приняла решение о прекращении производства на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге. Все это время компания сохраняла полный штат сотрудников.

Как рассказали в компании, Toyota оптимизирует свою структуру в России и продолжит работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов Тоуоta и Lexus. Операционная деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Тоуоta и Lехus в России. Сотрудникам уже предложили уводиться с выплатой нескольких окладов.

Что касается завода, то там в декабре началась процедура консервации — мощностями завода российские власти не заинтересовались.

Автомобили марки тем временем уже начали ввозить по параллельному импорту. Например, за Toyota RAV4 теперь просят от 3,54 млн руб. Для сравнения, в мае официальный дилер просил за базовую комплектацию около 2,6 млн руб.

Volkswagen и Skoda

Фото: Volkswagen
Фото: Volkswagen

Как и остальные зарубежные предприятия, не считая Haval, калужский завод группы Volkswagen ничего не выпускает уже несколько месяцев — раньше там делали Volkswagen Polo и Skoda Rapid. По официальной информации, фабрика находится в простое как минимум до конца года, о планах по ее закрытию пока не сообщалось. Cудьба завода пока неясна. А вот с подразделением на мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде все понятно: сборка Skoda Octavia и Karoq, а также Volkswagen Taos и Tiguan, там возобновлена не будет.

Дилеры бренда тем временем пытаются распродать оставшиеся у них VW Polo в топовых комплектациях по цене 2-2,5 млн руб., а также расширяют предложения по «параллельным» моделям. Например, кроссоверы Volkswagen ID.6 Crozz они предлагают за 4,65 млн руб. Для сравнения, в Европе автомобиль предлагают по цене около €50 тыс., что в переводе на рубли составляет 3,1 млн.

УАЗ

Ульяновский завод продолжает работать в штатном режиме и собирать автомобили, хотя дефицит комплектующих затронул даже его. Так, к дилерам начали поступать «упрощенные» внедорожники без ABS и подушек безопасности, а также с ручным управлением раздаткой вместо электронной шайбы, рулем старого образца и без хромированного декора на кузове.

Автомобилей, правда, не хватает. Например, на нехватку Patriot пожаловались Autonews.ru сразу несколько дилеров. УАЗа наличие «определенного дефицита» автомобилей «Патриот» признан. Там отметили, что в первую очередь, речь идет о модификации с АКП. При этом в компании подчеркнули, что делают все возможное для нормализации ситуации.