Цены на ряд популярных автомобильных запчастей в России выросли сразу на 45–65%. Все дело в дефиците: из-за ухода или заморозки работы части автопроизводителей и поставщиков из России привозить альтернативы по схеме параллельного импорта приходится через нескольких посредников. Разбираемся, насколько подорожали конкретные запчасти и что будет с ценами дальше.
Поставки автозапчастей идут волнами
О том, что поток запчастей в Россию по параллельному импорту постепенно расширяется, Autonews.ru рассказали в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). Там сообщили, что автодетали идут в страну волнообразно и небольшими партиями, поэтому о стабильных поставках говорить пока рано. Как и о предпосылках для снижения цен.
«Продавцы завозят запчасти в Россию пока небольшими партиями. Это и оригинальные, и альтернативные детали, — рассказал директор АДАК Алексей Певхенен. — Продавцы стараются привезти максимально возможное количество комплектующих. Но поставки нестабильны: привез, распродал — опять дефицит. Но по сравнению с тем, что было в мае—июне, когда вообще никто почти ничего не завозил, мы видим, что рынок постепенно наполняется».
👉 Стало известно, сколько россияне тратят на содержание своих автомобилей
По словам участника рынка, ситуация улучшается понемногу каждый день. Но на стабильное плато, по его оценкам, поставки по параллельному импорту выйдут только в 2023 году.
Цены высокие из-за нескольких посредников
По оценке представителя АДАК, цены на рынке автозапчастей после резкого взлета в феврале—марте стали немного опускаться.
«При этом, конечно, цены до сих пор очень высокие, потому что пока каналы не отработаны и нет стабильных поставок. Когда только каналы заработают бесперебойно, цены постепенно опустятся. Но таких цен, как были до февраля, не будет уже никогда. Дело том, что если раньше мы покупали напрямую у производителей, то теперь приходится делать это через вторые-третьи руки. Мы покупаем у дистрибьюторов — немецких, турецких и так далее. Поэтому откатиться на прежний уровень цены не смогут уже никогда», — считает Певхенен.
В международной сети автосервисов FIT SERVICE по просьбе Autonews.ru подсчитали динамику изменения цен на ряд популярных автозапчастей на примере конкретных моделей автомобилей. По их данным, заметнее всего, сразу на 65%, подорожали автомобильные колодки. На 40% дороже стало моторное синтетическое масло. По данным сети автосервисов, наивысших отметок цены на запчасти достигли в июне — с тех пор они практически не изменились. Кроме того, из списка доступных деталей стали пропадать некоторые позиции.
По словам представителей FIT SERVICE, стоимость запчастей складывается из нескольких составляющих, в том числе цен на металл и стоимости их доставки. Цены за последнее время выросли и на них, поэтому даже укрепление курса рубля не может нивелировать размеры подорожания запчастей.
При этом Певхенен из АДАК уверен, что в дальнейшем цены будут снижаться, но прогнозировать, насколько именно, не стал.
«Продавцы этой весной потерпели значительные убытки, поэтому быстро снижать цены никто не будет. Кроме того, сейчас все покупки возможны только по предоплате. То есть сначала надо найти деньги, чтобы купить запчасти. Потом найти товар, оплатить и ждать поставки около двух месяцев. Все это время деньги заморожены. Потом еще растаможить и продать. Этот процесс выходит очень дорогим. Поэтому и продавать приходится дороже», — пояснил эксперт.
При этом он обратил внимание и на негативные факторы — например, если произойдет резкое падение курса рубля, запчасти опять подорожают.
«Укрепление курса рубля помогает сдерживать цены. Если бы курс был другим, цены были бы еще выше. Но если рубль начнет дешеветь, мы тогда опять увидим рост цен», — отметил Певхенен.
При этом эксперт признался, что пока качество продукции российских поставщиков в этой отрасли остается низким. Поэтому их Певхенен не считает достойным альтернативным аналогом иностранных компонентов. Он не исключил, что кто-то уже перестраивает свою работу и может начать поставки более качественных товаров в следующем году.
Автодилеры: дефицит не устранен
По оценке ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД), на сегодняшний день параллельный импорт работает в направлении запасных частей на самой начальной стадии.
«С конца февраля из-за разрыва логистических цепочек, остановки поставок новых автомобилей и деталей по официальным каналам перед российским рынком встали два ключевых вопроса: где взять новые автомобили и откуда везти запчасти, — отметили в РОАД. — В мае Минпромторг утвердил перечень товаров для параллельного импорта. При этом в список в числе прочего вошли как автокомпоненты и запчасти, так и сами автомобили».
Сейчас дилеры на постоянной связи с министерством: они вносят актуальные поправки в перечень в сторону расширения как позиций, так и брендов в зависимости от ситуации на рынке.
👉 В России стартовали продажи запчастей по параллельному импорту
«Однако на практике выяснилось, что это не так просто. Сейчас в направлении запасных частей мы смогли добиться снятия бюрократического ограничения по обязательному предъявлению сертификатов, принадлежащих обладателям прав на товарные знаки, то есть импортерам. Так или иначе дефицит деталей пока не устранен», — сказали в РОАД.