Чтобы понять, насколько в реальности выросли цены на автомобили, обычно берется некая точка отсчета — например, в 2017 году базовая Lada Granta стоила 390 тыс. руб., а теперь за начальную «упрощенную» версию дилеры хотят как минимум 678,3 тыс. руб. Но сильно ли за эти пять лет выросли зарплаты простых покупателей? Что, если в кармане все та же сумма? Понятно, что новую машину той же модели на эти деньги уже не купишь, но есть ли надежда достать приличный вариант хотя бы на вторичке? Autonews.ru прошелся по сайтам объявлений и составил не слишком радужную картину.
Lada Granta
За 390 (ну ладно, 400) тыс. руб. сегодня не достать не то что новую, но даже двухлетнюю Granta. На агрегаторах есть пара объявлений с машинами 2020 года выпуска, но подавляющее большинство машин собрано еще в допандемийную эпоху. Разброс пробегов огромен, но если попытаться прийти к среднему знаменателю, то сегодня Granta за 400 — это машина того же 2017 года выпуска, только с 80–100 тыс. км на одометре.
Hyundai Solaris
В 2017 году стоимость народного корейского седана начиналась от 625 тыс. руб., а сегодня те немногие экземпляры, что остаются у дилеров, подорожали более чем вдвое: прайс-лист стартует на отметке 1,408 млн руб. А что вторичка? Тут ситуация погрустнее, чем с Granta: не считая нескольких экземпляров образца 2018 года, большинство Solaris в этом бюджете — пятилетние и старше. Соответственно, выше и средний пробег: около 150 тыс. км. То есть такие экземпляры уже точно выработали гарантийный ресурс что по возрасту, что по пройденной дистанции.
Renault Duster
Пусть французский концерн и ушел из России, произведенные им кроссоверы еще долго будут колесить по нашим дорогам и за их пределами. Нет смысла смотреть на стоимость последних Duster перед закрытием — давайте лучше вспомним, сколько они стоили пять лет назад. Стартовая комплектация обходилась в 639 тыс. руб., можете себе представить? Так вот, сегодня в эту сумму укладывается меньше 5% объявлений — то есть самый низ рынка, на котором толком нечего ловить. Это машины 2016 года и старше, а реальный пробег большинства из них перевалил за 200 тыс. км.
Skoda Rapid
За самый дешевый Rapid в 2017 году просили 599 тыс. руб. — для сравнения, сегодня эта модель, пусть и после формальной смены поколений, по официальному прайс-листу обходится на 1 млн (!) дороже. Заходим на агрегаторы объявлений, вбиваем параметр «до 600 000» и… Выдача логична: самые молодые экземпляры датируются 2017 годом, причем со многих из них продавцы даже не удосужились снять желтую пленку и шашечки. Пробеги соответствующие: 250, 300, 400 тыс. км… Есть, конечно, и частные варианты постарше и одновременно пободрее, но не обольщайтесь: из примерно 2,5 тыс. объявлений в наш ценовой диапазон попадают лишь полторы сотни. Шанс найти живую машину крайне невелик.
Volkswagen Tiguan
1,349 млн руб. — ровно столько хотели официальные дилеры за самый доступный вариант немецкого кроссовера пять лет назад. Теперь за эти деньги вам не продадут даже Polo, а стоимость Tigua начинается от 3,4 млн руб. Готовы к зарисовкам со вторички? А там на самом деле все не так плохо! 1,5 млн руб. — это как раз середина рынка, в эти рамки укладывается примерно половина объявлений. Да, машины будут немолодые, от 2016 года и старше, но при должном усердии можно подобрать вполне живой вариант с пробегом около 100 тыс. км, а то и меньше. Благо выбор есть.
Toyota Camry
В 2017 году репутация Toyota Camry была несокрушима, позиции лидера бизнес-класса незыблемы, а базовая цена почти соответствовала тигуановской — 1,329 млн руб. С тех пор (как и у Volkswagen) успела выйти модель следующего поколения, которая по прайс-листу сейчас стоит от 2,5 млн руб. Но даже на вторичке актуальную Camry XV70 за 1,4 млн не купить. Зато предыдущая XV50 есть — хотя в эту цену укладывается лишь четверть объявлений. Вряд ли стоит рассчитывать на машину моложе 2016 года (а скорее 2013–014), да средний пробег колеблется в районе 200 тыс. км. Остается уповать на легендарную японскую надежность.
Mazda CX-5