Представители ведущих страховых компаний, Российского союза автостраховщиков (РСА) и станций технического обслуживания рассказали об остром дефиците запасных частей. Поставок нужных деталей приходится ждать по два-три месяца, а ряд премиальных и популярных моделей запчастей просто не найти. Об этом участники рынка сообщили во время круглого стола по теме «Импортозамещение в ОСАГО». Разбираемся, что это значит для водителей, которым нужно починить автомобиль по ОСАГО, каких запчастей не хватает и какие есть риски, если взять деньги вместо натурального возмещения.
Страховщики не знают сроков ремонта по ОСАГО
Главная опасность, которая сейчас грозит попавшим в ДТП водителям, — долгое ожидание восстановительного ремонта по ОСАГО из-за дефицита запчастей. Согласно законодательству, страховая компания не имеет права самостоятельно принимать решение о том, выплачивать потерпевшей стороне деньги согласно расчетам по справочникам запчастей или отправлять машину на ремонт. Водитель должен сам согласиться на получение выплаты, а если этот вариант его не устраивает, настоять на починке на СТО. Только вот ожидание ремонта сейчас растягивается на неопределенный срок.
О сложной ситуации с запчастями, в частности, рассказал представитель компании «Альфа Страхование» Алексей Артамонов. По его словам, по этой причине у компании на данный момент даже нет действующих договоров с СТО, работа которых отвечала бы требованиям закона об ОСАГО и Центробанка в части сроков и качества выполнения работ по ремонту после ДТП.
«Сейчас мы сомневаемся, что наши партнеры-СТО проведут ремонт в установленные законом сроки. Согласно закону об ОСАГО, страховщики должны обеспечить возможность починить автомобиль в течение 30 дней. Когда мы звоним партнерам на СТО, нам говорят, что в лучшем случае они в течение 60 дней получат нужные запчасти, — поделился Артамонов. — Тогда есть другой вариант — перечислить потерпевшей стороне деньги, и уже они будут пытаться купить автозапчасти. Но в итоге они оказываются в такой же ситуации — найти запчасти не получается».
По словам Артамонова, надежд на параллельный импорт автозапчастей и поставки деталей в реальных рыночных масштабах пока нет.
«Что-то иногда подвозят, но это точечные запчасти: два лобовых стекла, одно крыло, это не те масштабы, которые нужны для ремонта по ОСАГО. Получается, что пока среднестатистический пострадавший вынужден брать выплату деньгами, а далее, надеясь на честность, СТО надеется, что сможет починить автомобиль. Некоторые наши клиенты готовы ждать ремонта, но не всегда», — поделился Артамонов.
С этой позицией согласились и представители компании «РЕСО Гарантия». Там признали, что в текущей ситуации страховой компании проще урегулировать вопрос ремонта, выплатив деньги. По их словам, поставки начали приходить из Казахстана, Армении, Турции, но их пока не хватает.
«Пока неизвестно, наладится ли канал с альтернативными поставками запчастей, — заявили представители компании. — Недавно пошли запчасти на «корейцев», потом вдруг перестали приходить. На модели от концерна VAG, включая Audi, Porsche, запчастей просто не найти. То же самое с Mercedes-Benz, BMW, с Range Rover от производителя Land Rover».
Также, по словам представителей страхового сообщества, трудно найти на рынке и более сложные запчасти. Например, лобовые стекла, в которые топовые бренды также интегрируют различную электронику.
«По договорам каско мы уже предлагаем подписать договоры, по которым клиентам приходится согласиться с необходимостью подождать запчасти. Но по ОСАГО мы обязаны урегулировать требования в установленный законом срок. В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда отправляем автомобили на СТО, но там машины не могут отремонтировать и гарантировать качество. Далее потерпевшие пытаются на этом нажиться», — возмутились страховщики.
Аналоги стоят значительно дешевле
О том, что схема параллельного импорта по ввозу запчастей заработала только в августе, рассказал представитель Союза автосервисов Илья Плисов. При этом в первую очередь это неоригинальные и аналоговые запасные части, которые дороже «брендовых». По оценке Союза автосервисов, аналоговые запчасти стоят заметно дешевле оригинальных, цены на которые взлетели в несколько раз. Отдельно свои расчеты по стоимости оригинальных и неоригинальных запчастей провели по просьбе Autonews.ru в международной сети автосервисов FIT SERVICE.
Модель: Toyota Camry | ||
Вид запчастей | Оригинал, руб. | Аналог руб. |
Стекло лобовое | нет* | 19700 |
Бампер передний | нет | 3500 |
Фара левая | 15500 | 9200 |
Стойка амортизатора, передняя | нет | 4400 |
Шаровая опора | 2200 | 1000 |
Ступичный подшипник | 2550 | 1800 |
Колодки передние | 2850 | 1120 |
Диски тормозные передние | 10500 | 5160 |
* - Означает, что нет предложений даже в интернет-магазинах, то есть оригинал поставить невозможно, либо на рынке больше частных объявлений и есть риск встретить подделку | ||
Модель: Hyundai Solaris | ||
Вид запчастей | Оригинал, руб. | Аналог, руб. |
Стекло лобовое | 18400 | 7800 |
Бампер передний | 11900 | 3700 |
Фара левая | 20200 | 6700 |
Стойка амортизатора, передняя | 18900 | 4000 |
Шаровая опора | 570 | 520 |
Ступичный подшипник | 2100 | 1520 |
Колодки передние | 4800 | 2150 |
Диски тормозные передние | 8900 | 2100 |
При этом, как признали в Союзе автосервисов, с аналоговыми запчастями уже начали возникать проблемы по разным причинам:
- несоответствие комплектаций;
- несоответствие заявленному оригинальному артикулу;
- несоответствие техническим характеристикам;
- невозможность установки;
- наличие только на удаленных складах на другом конце страны;
- отсутствие редких позиций — оптики, деталей кузова, деталей для систем AirBag.
Чем автомобилистам грозят перебои с запчастями
Такая ситуация грозит автомобилистам рядом проблем. В первую очередь это неудобства из-за ожидания ремонта по ОСАГО. Так, оценив ситуацию с подорожанием запчастей, многие водители предпочитают после ДТП получить отремонтированный автомобиль, нежели, получив выплату, искать ту СТО, где не только найдутся нужные запчасти, но и починят машину за близкую к страховой выплате сумму. При этом в РСА с уходом из России популярных производителей запчастей дали водителям совет ни за что не соглашаться на деньги.