branding imagebranding image
РБК АВТО
Конспекты Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Нужны ли права на питбайк?

Среди множества видов мототехники питбайки — особая каста. Этими мини-мотоциклами могут управлять даже маленькие дети, а права на такую игрушку не требуются даже взрослым. Или все же требуются?
Фото: pitbikemarket.ru
Фото: pitbikemarket.ru

Приобретая питбайк, надо ясно понимать, в каких целях он может использоваться. В противном случае готовьтесь столкнуться с правовыми коллизиями.

Что такое питбайк

Питбайк — мини-мотоцикл, предназначенный:

  • для обучения детей, подростков и новичков управлению мототехникой — в эту категорию попадают питбайки с объемом двигателя от 50 до 140 кубов;
  • для езды в основном по бездорожью — объем двигателя в данном случае от 160 до 250 кубов.

Законодательством РФ статус питбайков четко не определен, но мини-мотоциклы официально продаются у нас как спортинвентарь — без выдачи ПТС. Что из этого следует?

Фото: expert-moto.ru
Фото: expert-moto.ru

Нужны ли права на питбайк?

Здесь все зависит от варианта использования питбайка и степени его оснащенности.

  1. Вне зависимости от возраста водителя права на питбайк не нужны, если мини-мотоцикл используется только для езды по бездорожью. Соответственно, до «места назначения» питбайки должны доставляться на прицепе или в кузове грузового автомобиля/пикапа.
  2. Права на питбайк необходимы лицам, достигшим 16- или 18-летнего возраста, если мини-мотоцикл после дооборудования (установка фары, указателей поворотов, крепежа для номерного знака) предполагается использовать и на дорогах общего пользования. После такого апгрейда питбайк должен пройти специальную техническую комиссию.
  3. Права на питбайк необходимы лицам, достигшим 16- или 18-летнего возраста, если модель мини-мотоцикла (например, BSE Z3 ПТС 1) изначально спроектирована с учетом возможности использования на дорогах общего пользования.

Категория прав определяется по общим правилам

  1. «М» — для питбайков, максимальная скорость которых менее 50 км/ч. При этом рабочий объем ДВС не должен превышать 50 «кубиков», а номинальная максимальная мощность электромотора в режиме длительной нагрузки находится в диапазоне от 0,25 до 3,9 кВт.
  2. «А1» — для управления мотоциклом с ДВС, рабочий объем которого не более 125 кубов, а максимальная мощность не превышает 11 кВт (15 л.с.)
  3. «А» — для управления более мощными мотоциклами.

Фото: expert-moto.ru
Фото: expert-moto.ru

Штраф за езду на питбайке без прав

На любом питбайке разрешается езда без прав по бездорожью. В остальных случаях водителю, достигшему 16-летнего возраста, грозит:

  • штраф 500 руб. за управление транспортным средством (ТС) при отсутствии при себе водительского удостоверения (ч. 1 ст. 12.3 КоАП);
  • штраф от 5000 до15 000 руб. за управление ТС без получения водительского удостоверения (ч. 1 ст. 12.7 КоАП);
  • штраф 500–800 руб. за управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП).

Правовая коллизия заключается в том, что питбайки, предназначенные только для езды по бездорожью, с точки зрения законодательства не относятся к ТС. Более того, являющиеся спортинвентарем питбайки в отсутствие ПТС невозможно поставить на учет в ГИБДД. Соответственно, оштрафовать водителя такого средства передвижения за езду по дорогам общего пользования без прав юридически выверенных оснований нет.

Но и мириться с безнаказанным нарушением ПДД сотрудники полиции не готовы. Имелись случаи отправки питбайков на штрафстоянку. Вызволить оттуда мини-мотоцикл крайне сложно, особенно когда утерян чек — единственный документ, подтверждающий право собственности. На сегодняшний день водители питбайков могут обжаловать постановление об административном правонарушении за езду без прав на основании отсутствия состава правонарушения. В помощь при этом будет решение Верховного суда РФ № 13 АД15-1 от 13.02.2015. Вот только право в нашей стране не прецедентное…

Фото: pitbikemarket.ru
Фото: pitbikemarket.ru