Новую методику расчета тарифов на прохождение техосмотра в разных регионах России опубликовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Приказ ведомства вступит в силу через десять дней после опубликования, а сами обновленные тарифы заработают с 1 января 2023 года — как и раньше, их будут определять региональные власти. Вариантов расчета будет два: индексация тарифов на уровень инфляции за минувшие годы или расчеты самих операторов. При этом минимальный порог цен уже известен, а расчеты для каждого региона будут обновлять каждый год. Разбираемся, как теперь будут определять цены на прохождение проверки и кому вообще сейчас нужна диагностическая карта.
Тарифы не меняли более десяти лет
Рассчитывать тарифы будут двумя способами. Первый — самый простой, с учетом накопленной инфляции. То есть региональные власти должны будут проанализировать и обновить цену прохождения проверки в регионе с учетом инфляции за последние годы. При этом цены для разного вида транспорта не могут быть ниже представленных в табличке значений.
- L1–L2 — мопеды, мотовелосипеды.
- L3–L5 — мотоциклы, мотороллеры, трициклы.
- L6–L7 — квадроциклы.
- M1 — автомобили легковые.
- M2–M3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства.
- N1–N3 — грузовые автомобили.
- O1–O4 — прицепы.
«В методике на 2023–2024 годы предусмотрен переходный период, в течение которого расчет предельного размера платы за проведение ТО будет осуществляться путем индексации установленных тарифов с учетом накопленного уровня инфляции, а также значения, ниже которых тариф не может быть установлен», — пояснили в ФАС.
Для расчета уровня инфляции, в том числе накопленного, будут применять индекс потребительских цен на товары и услуги по России.
Как рассказали Autonews.ru в ФАС, при подготовке приказа в ведомстве провели анализ действующих тарифов на техосмотр: было установлено, что в ряде регионов тарифы не изменялись с 2012 года либо изменялись менее чем на размер инфляции. Чтобы пункты продолжили свою работу и техосмотр можно было беспрепятственно пройти во всех регионах, в ФАС решили рассчитать такую стоимость услуги, чтобы оказывать ее было экономически выгодно. Согласно тексту документа, при определении цен власти будут учитывать объемы проводимых работ и категории транспортного средства.
Сами операторы делают выводы о том, что цены заметно вырастут в большинстве регионов: индексацией тарифов на проведение техосмотра многие просто не занимались.
«В Самарской области за десять лет стоимость услуги подняли на 60 руб. Экономическое состояние операторов технического осмотра — кризисное. Надо отменить регулирование и оставить установление цены за предпринимателями. Рынок и конкуренция сами установят оптимальные цены», — привел пример во время публичного обсуждения проекта документа в ТПП руководитель одного из пунктов в Самарской области.
В свою очередь, в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате заявили, что в Москве тарифы на техосмотр не меняли около десяти лет. По оценкам гильдии, с учетом инфляции тарифы в столице должны вырасти в среднем на 70%. Слова представителей гильдии подтверждают сводные данные по инфляции в России за последние годы, если подсчитать накопленные показатели по этому параметру.
Если умножить текущую цену на услугу в размере 720 руб., после индексации цена должна вырасти примерно до 1,4 тыс. руб.
Умножение цен на инфляцию или на реальные затраты
Предусмотрен и второй способ расчета цен — на основе данных от самих пунктов техосмотра. Так, ранее операторы жаловались на то, что по текущим ценам на услугу содержать пункты просто невыгодно. Дело в том, что техосмотр — это государственная услуга, поэтому каждый регион устанавливает фиксированную стоимость, менять которую операторы права не имеют. К примеру, в Ленинградской области — 940 руб. для легковых машин, в Алтайском крае — 425 руб., в Брянской области — 305 руб. Операторы просили установить цены на услугу в зависимости от цены нормо-часа на СТО в регионах. К примеру, в Москве это около 2,5 тыс. руб.
В ответ на критику текущих цен операторам предложили подсчитать все свои расходы на содержание пунктов и оказание услуг и предоставить их для анализа местным властям. Если это в установленный срок сделают не менее 50% и при этом в документах не будет никаких ошибок, цены будут рассчитывать уже на основе этой информации. Такой вариант расчета будет доступен с 2025 года.
Для расчета цен будут использовать различные формулы и коэффициенты. Для этого операторы должны будут предоставить бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетности. В документах им придется подробно перечислить расходы на проведение технического осмотра. Например, им придется заполнять документы, где будет указана:
- годовая валовая выручка;
- пропускная способность пункта;
- количество зарегистрированного транспорта в регионе;
- зарплаты сотрудников и их годовая норма рабочего времени;
- стоимость аренды.
Если такие данные в регионе до 2025 года предоставят менее 50% операторов, расчеты там продолжат обновлять исключительно с учетом инфляции. При этом, как отметили в беседе с Autonews.ru близкие к разработке документа источники, в ФАС не надеются, что операторы действительно раскроют данные и расчеты по своей работе.
Еще одна сложность на пути расчета на основе данных от операторов — сложности при заполнении самих документов, на что в беседах с корреспондентом Autonews.ru указывали сами операторы. Об этом же говорили и при публичных обсуждениях документа. К примеру, в департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области просили ФАС снизить необходимое количество опрошенных пунктов с 50 до 20% от зарегистрированных в регионе. Там объяснили это предложение тем, что большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в установленном порядке на право проведения технического осмотра на территории области, не ведут раздельный бухгалтерский учет и просто не смогут предоставить нужную информацию.
В комитете госрегулирования тарифов Саратовской области также усомнились, что операторы успеют оперативно предоставить данные, и в 2023 году все цены придется устанавливать только с учетом инфляции. Поэтому именно вариант с расчетом инфляции будет принят в большинстве регионов.
В целом можно сказать, что операторы изменения в целом поддержали. Особенно в части индексации на уровень инфляции.
«Можно констатировать, что прошла эпоха издевательских тарифов — 300 руб. за профессиональную проверку транспортных средств по нескольким десяткам параметров. Дело за региональными властями. Хотя практически все операторы научились жить в условиях этих тарифов, потому ни методика, ни решения регионалов ситуацию существенно не изменят», — заявил руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин.
Диагностическую карту частным водителям легковых автомобилей придется получать:
- для всех легковых автомобилей старше четырех лет при перерегистрации на нового владельца;
- после проведении тюнинга;
- после замены основных запчастей и агрегатов — например, при замене мотора или установке газобалонного оборудования;
- при использовании личного транспорта в служебных целях;
- при использовании личного транспорта для работы в такси;
- при выезде в страны Евросоюза для автомобилей любого возраста, включая новые (документ российского образца потребуют на границе и без него не пропустят; если документа не окажется при выезде, водителя оштрафуют на сумму около €55).