branding imagebranding image
РБК АВТО
Дороги Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

На границах с Россией растянулись пробки: где стоят, и чего бояться

На выездах из России скопились многокилометровые пробки: очереди есть на въезд в Грузию и Финляндию. Сколько придется стоять, почему на номере должен быть флаг и каких предложений лучше остерегаться
Очередь из автомобилей на границе России с Финляндией возле многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Брусничное»
Очередь из автомобилей на границе России с Финляндией возле многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Брусничное» (Фото: Игорь Петров / РИА Новости)

Автомобильные пробки на сухопутных границах со стороны России продолжают растягиваться. Неофициальные перевозчики и просто водители с машинами начали предлагать свои услуги в разных регионах: они набирают пассажиров и провозят через границу с Грузией. За доплату предлагают якобы объехать многочасовые пробки. После того как появились неофициальные сообщения о возможности перейти границу пешком, стали появляться объявления о покупке машин прямо в пробке. Еще один из вариантов, который пока остается открытым, — это Финляндия.

Разбираемся, сколько придется стоять, что важно знать, чтобы на границе не развернули, и каких предложений опасаться — мошенники уже активизировались.

Россия — Грузия

Как рассказали Autonews.ru находящиеся на границе автомобилисты, пробка по направлению в Грузию из России начала скапливаться еще к утру 22 сентября: затор растянулся на 8–10 км. В пятницу, 23 сентября, затор только продолжил увеличиваться: согласно данным сервиса «Яндекс.Пробки», затор растягивался уже до 15–16 км. На такой же отметке заторы находились все выходные. Вечером к понедельнику, 26 сентября, затор на Военно-Грузинской дороге начинался вскоре после населенного пункта Балта. Как рассказали опрошенные водители, многие провели в заторе уже более 30 часов.

«Некоторые друзья успели проскочить вечером 21 сентября, а мы уже застряли, — рассказал молодой человек, который сфотографировал очереди на границе. — Мы приехали на таможенный пост «Верхний Ларс», встали в очередь в час ночи 22 сентября. Только к 16:20 въехали на российский КПП, прошли его и въехали в 17:10 на грузинский КПП, через 20 минут въехали в Грузию. Никаких сложностей не возникло. Ситуация у следующих водителей уже в разы тяжелее».

«Потратил на ожидание более 30 часов. Пробки растягиваются еще из-за того, что автомобили выезжают на встречные полосы. Из двух полос стало шесть», — поделился другой водитель.

Что важно знать, стоя в пробке

Опрошенные водители рассказали, что после двух суток ожидания у многих начали кончаться еда и вода. На подъезде к границе Грузии найти магазины уже не получается. В итоге водители просят помощи друг у друга или пытаются организовать доставку через местные телеграм-паблики.

Автомобильная очередь на КПП «Верхний Ларс» на границе России и Грузии
Автомобильная очередь на КПП «Верхний Ларс» на границе России и Грузии (Фото: Ольга Смольская / РИА Новости)

Также у некоторых автомобилистов начинает кончаться бензин — им также приходится искать помощи у соседей либо просить привести канистры с топливом в пабликах.

Еще одна проблема, с которой автомобилисты сталкиваются уже непосредственно на границе, — это непризнание Грузией новых госномеров российского образца без российского флага. Так, принятый некоторое время назад в России новый ГОСТ позволяет устанавливать на машины госномера без флага. Однако в Грузии такие региональные знаки недействительны: автомобили с такими номерами разворачивают, а обратно в начало очереди водителей уже не пускают.

Местные жители в пабликах уже начали публиковать объявления о продаже и доставке подходящих госномеров прямо в пробку. За оперативное изготовление и доставку просят около 7 тыс. руб.

Странные предложения объехать пробку или купить автомобиль

Стоящие в заторе в Грузии водители также сообщили о странных личностях, которые за определенную сумму предлагают быстрый проезд пробки. Стоимость услуги варьируется от 5 тыс. с человека до 15 тыс. руб. с машины. При этом водители уже начали предупреждать, что такие серые схемы просто не срабатывают.

«Видели одинаковые сообщения от водителя на черной Lada Priora. Обещает быстрый проезд, потом кидает», — предупредил в одном из посвященных путешествиям по Грузии пабликов водитель.

Другие очевидцы также предупредили, чем заканчивается такая схема: водителей просто вывозят на встречную полосу в третий-четвертый ряд и там оставляют. «В основные ряды такие машины никто не пустит, а ГИБДД может просто заставить развернуться. Не отдавайте по 50–100 тыс. руб.», — предупредили очевидцы.

Водители также стали оставлять гневные сообщения с жалобами на официальных страничках правительства Северной Осетии.

Автомобильная очередь на КПП «Верхний Ларс» на границе России и Грузии
Автомобильная очередь на КПП «Верхний Ларс» на границе России и Грузии (Фото: Ольга Смольская / РИА Новости)

«По трое суток стоят машины с семьями, детьми! У людей вымогают деньги! У многих уже сорвался отпуск, кто-то не успевает к родным в Грузию на свадьбу или похороны. Местные таксисты фактически перекрыли трассу на подъезде к «Верхнему Ларсу» и за большие деньги продают места в своих автомобилях: перевозят людей через КПП, затем возвращаются обратно за новыми туристами — и новыми деньгами. Со слов очевидцев, цена таких «услуг» достигает 100 тыс. руб. и более за человека», — говорится в одном из сообщений.

Глава Северной Осетии Сергей Меняйло в своем телеграм-канале сообщил, что на строящейся объездной дороге в районе селения Ногир будет открыта перехватывающая парковка для транзитного автотранспорта.

«Ситуация на государственной границе РФ сегодня требует вмешательства региональных властей: необходимо упорядочить движение и снять напряжение, которое возникло на дорогах республики. Соответствующий указ мной уже подписан. Вы, конечно, видели в социальных сетях, что в последние несколько дней происходит на «Верхнем Ларсе» и подъездах к нему: очереди легкового автотранспорта достигают нескольких километров и создают ряд неудобств для жителей республики», — сообщил Меняйло.

По его словам, к обеспечению порядка будет привлечено достаточное число сотрудников МВД, а если понадобится — будет подключена Росгвардия.

Всего к вечеру 26 сентября на МАПП «Верхний Ларс» находится 3,5 тыс. легковых автомобилей, ожидающих проезда на территорию Грузии. Об этом заявили в пресс-службе главы и правительства Северной Осетии. Согласно сообщению, еще порядка 800 машин ждут проезда на границах с Кабардино-Балкарией и Ингушетией. Всего на дорогах республики зафиксирована 4891 единица транзитного автотранспорта.

Для контроля ситуации на контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» отправили даже БТР, сообщили РБК в пограничном управлении ФСБ по Северной Осетии.

Позже очевидцы из пробки сообщили, что через границу якобы начали пропускать даже пешком. Позже в погрануправлении уточнили, что «в пешем порядке — это значит на самокатах, велосипедах и т.д.». Однако в пабликах водителям уже начали поступать предложения продать машину прямо на границе в пробке и пойти дальше пешком.

Россия — Финляндия

Почти 17 тыс. россиян пересекли границу с Финляндией в минувшие выходные, что на 80% больше, чем неделей ранее. Об этом сообщает ТАСС в понедельник со ссылкой на власти Финляндии.

Пограничный пункт «Ваалимаа» — «Торфяновка» на финско-российской границе
Пограничный пункт «Ваалимаа» — «Торфяновка» на финско-российской границе (Фото: Jussi Nukari / IMAGO / ТАСС)

По данным агентства, на российско-финской границе скопилось большое количество автомобилей, очередь на въезд в североевропейскую страну достигла нескольких километров. По утверждению представителя пограничной службы, транспортные потоки растут «из-за меняющейся ситуации в России, а большинство пересекающих границу — российские мужчины».

Трафик со стороны России вырос на фоне анонсированного финскими властями ограничения на въезд в страну для россиян и выдачу им виз. Помимо этого, Хельсинки решил запретить транзит россиян с шенгенскими визами, в том числе полученными в других странах. Финляндия оставалась последней страной, через которую российские туристы могли попасть в ЕС по сухопутной границе.

При этом в соцстях автомобилисты также стали жаловаться на граждан, которые под видом транспортных компаний и даже официальных служб такси собирают предоплату с желающих пересечь границу на автомобиле и после этого исчезают.